Абдоминальное ожирение

ВАЖНО: Индекс массы тела более 30 является показанием к хирургическому лечению.

Абдоминальное ожирение фотоПри каком ожирении необходимо хирургическое лечение?

Если индекс массы тела (ИМТ) превышает 40 кг/м2, это состояние можно расценивать, как серьезное заболевание. К примеру, если вес женщины ростом 165 см превышает 110 кг, речь идет о морбидном ожирении (III-IV степени). Когда лишний вес переходит в стадию морбидного ожирения, возникают состояния, представляющие серьезную опасность для человека. Причем страдает не только качество жизни, возрастает риск развития многих заболеваний: диабет 2-го типа, атеросклероз, гипертония, остановка дыхания во сне — апноэ и др. Нередко уменьшается продолжительность жизни. На этой стадии диета, физическая активность, прием лекарственных препаратов, снижающих на аппетит, неэффективны. Вес держится на прежнем уровне, и главной задачей в этой ситуации является предотвращение развития серьезных заболеваний. Нередко сохранить жизнь в создавшейся ситуации можно только с помощью хирургического лечения.

• Лечение ожирения хирургическим методом

• Одной из самых распространенных бариатрических операций в мировой практике является бандажирование желудка. Это хирургическое вмешательство выполняется под общей анестезией с использованием лапароскопа, который вводится через пять небольших (1,5-2 см) проколов на передней брюшной стенке. Во время проведения операции выделяется пищевод и желудок, для чего используется аппарат дозированного электротермического лигирования тканей «Liga sure» производства США. Благодаря этому оборудованию новейшего класса сосуды можно «заваривать», не нанося повреждений окружающим структурам. В ходе выполнения операции на желудке устанавливается силиконовый бандаж, а на брюшной стенке в подреберье слева — регулировочный порт. Эти два устройства соединяются с помощью специальной трубки.
    • Таким образом, еда накапливается в верхней, меньшей по размерам, части желудка и медленно поступает в нижний резервуар. Чтобы заполнить верхнюю часть желудка, достаточно немного пищи. Но в головной мозг посредством нервных импульсов поступает информация, что заполнен весь желудок. Чувство насыщения наступает быстрее, несмотря на небольшой объем съеденного; постепенно вес начинает снижаться.
    • Следует отметить, что операция не влияет ни на анатомию желудочно-кишечного тракта, ни на процесс пищеварения, ни на усваивание пищи. Кстати, это хирургическое вмешательство обратимо. Однако условием успеха этого способа является сотрудничество пациента и хирурга. Строгое соблюдение рекомендаций, касающихся диеты и образа жизни — основное требование. В противном случае резервуар желудка растянется, отверстие между его частями сузится, в результате цель операции не будет достигнута.
  • Результаты бариатрического лечения ожирения в Швейцарской Университетской Клинике

Насколько можно снизить вес после бариатрической операции по поводу ожирения? — это, пожалуй, один из наиболее часто задаваемых вопросов. Однако ответить на него однозначно затруднительно, степень потери веса зависит от ряда факторов:

• возраст
    • вес до операции
    • общее состояние здоровья
    • тип операции, которую вы перенесли
    • возможность выполнять физические упражнения
    • строгое соблюдение диетических рекомендаций
    • ваша собственная мотивация и поддержка вашей семьи и друзей

Признанным стандартом успешности проведенного лечения при морбидном ожирении считается стойкая потеря половины лишнего веса без особых побочных эффектов. ИМТ должен снизиться до 25 кг/м2. Как правило, обычно пациент теряет около 61,2% лишней массы тела, ее снижение происходит в течение 18-24 месяцев после проведенной операции. Насколько быстро можно достичь подобного результата, зависит от вышеперечисленных факторов. Стоит отметить, что при меньшем ИМТ отмечается большая потеря избыточного веса, оптимального результата таким пациентам удается достичь гораздо быстрее.

Преимущества методики хирургического лечения ожирения, используемой в Швейцарской клинике

Во время операции для постановки регулируемого бандажа желудка у пациентов с морбидным ожирением мы используем высокоточное лапароскопическое оборудование. Среди преимуществ регулируемого бандажирования желудка следует отметить:

1. минимальная травматичность доступа в сравнении с открытой операцией – продолжительность госпитализации в среднем составляет 2-3 дня.
  2. обратимость – бандаж желудка может быть легко удален с полным восстановлением формы и структуры желудка.
  3. Возможность регулирования объема бандажа.
  4. Отсутствует нарушение всасывания питательных веществ, риск недостатка витаминов и микроэлементов, а также развития анемии сведен к минимуму.

Частые вопросы

• Как переносится данная операция (есть ли у нее побочные эффекты) и как протекает послеоперационный период?

Как правило, через несколько часов после бариатрической операции по лечению морбидного ожирения разрешается пить. Эффект обезболивания заканчивается у большинства пациентов через 4-6 часов после операции, или же на утро после операции, после чего возможен дискомфорт, умеренно выраженная боль, что требует применения обезболивающих препаратов. На следующий день после операции лечения морбидного ожирения пациенты начинают вставать с постели, принимать жидкую пищу.

• Как правильно подготовиться к операции по лечению морбидного ожирения?

Перед операцией проводится стандартное обследование пациента – сдаются анализы крови и мочи, проводится ЭКГ, выполняется осмотр терапевта и анестезиолога.

Собственно подготовка к операции по лечению морбидного ожирения заключается в следующем:

• постановка двух очистительных клизм при помощи кружки Эсмарха (1литр воды) с перерывом в 1 час вечером накануне обследования и утром в день исследования.
    • сбривание волос с промежности накануне операции.
    • эластическое бинтование нижних конечностей для профилактики тромбозов вен нижних конечностей.

• Как проводится регулировка бандажа?

Первая регулировка желудочного бандажа у оперированных больных с морбидным ожирением проводится в амбулаторных условиях через 4 – 6 недель. Данная процедура не требует обезболивания и проводится в перевязочном кабинете. В том случае, если врачу необходим рентген-контроль заполнения бандажа жидкостью, то регулировка желудочного бандажа в рентгенологическом кабинете. После введения жидкости в бандаж Вас попросят выпить контрастное вещество (жидкий барий), чтобы удостовериться в проходимости отверстия между частями желудка. Врач назначает дату каждого последующего визита для регулировки бандажа в зависимости от скорости снижения массы тела.

• Какие ощущения испытываются во время данной операции?

В Швейцарской клинике SwissClinic используются современные обезболивающие препараты в соответствии с международными протоколами оказания анестезиологического пособия. Поэтому во время бариатрической операции по лечению морбидного ожирения пациент ничего не испытывает и не помнит. Обычно до большой анестезии в палате проводится премедикация, в результате которой пациент вводится в состояние медикаментозного сна. Просыпается пациент также в палате.

• Каковы сроки пребывания в стационаре, и когда я смогу приступить к работе?

Сроки пребывания в стационаре индивидуальны и зависят от сложности и объема выполненной бариатрической операции. Как правило, выписка из стационара проводится на 1 – 2 день. Далее пациент переводится на амбулаторный режим и наблюдается врачом вплоть до полного выздоровления. После лапароскопической операции на коже живота остаются 3 – 4 разреза длиной по 5 – 20 мм. Швы снимаются при повторном посещении клиники на 7-8 день после операции. К работе пациент может приступить через 14 – 21 дней. Следует обязательно помнить, что если вы перенесли операцию по поводу ожирения, вы должны находиться под постоянным наблюдением бариатрического хирурга и следовать диете, физическим нагрузкам и рекомендациям врачей.

• Когда начнет функционировать кишечник после данной операции?

Полное восстановление функционирования кишечника происходит в течение суток после операции по лечению морбидного ожирения.

• Почему лучше оперироваться по поводу постановки желудочного бандажа в Швейцарской клинике?

Проводить операции по лечению морбидного ожирения с помощью постановки желудочного бандажа лучше проводить в Швейцарской клинике по следующим причинам:

• Швейцарская клиника располагает отличной анестезиологической службой и полноценным стационаром, чтобы применять современные высокоэффективные методики хирургического лечения геморроя любой сложности;
    • применяемые нами методики (лапараскопическое бандажирование) характеризуются высокой эффективностью и практически «нулевым» развитием рецидивов заболевания;
    • отличная переносимость;
    • максимальная безопасность;
    • быстрое восстановление после операции.

• Что необходимо делать дома после бариатрической операции?

Непосредственно после проведенной операции по лечению морбидного ожирения и выписки из стационара подробные рекомендации Вам даст лечащий врач. С Вашей стороны очень важными является существенное изменение режима питания. Поскольку, несмотря на то, что бандаж эффективно помогает снизить вес, он не является методом, работающим круглосуточно и самостоятельно. Хирургическое вмешательство является только инструментом, с помощью которого организм начинает худеть. Окончательные результаты полностью зависят от того, насколько вы следуете диетическим рекомендациям и корректируете образ жизни.

Рекомендуемый нашими специалистами Ваш новый режим питания:

1. Ешьте только маленькими порциями от 3 до 6 раз в день: маленький желудочный резервуар вмещает очень небольшое количество пищи. Прекращайте прием пищи, как только почувствовали насыщение.
    2. Ешьте и пережевывайте медленно: выделяйте для приема пищи достаточно времени. Во время еды не смотрите телевизор.
    3. Не употребляйте жидкости во время приема пищи. Пейте между едой. Это предотвращает переполнение резервуара и возникновение рвоты.
    4. Не рекомендуется принимать горизонтальное положение сразу после еды, в связи с возможным забросом пищи в пищевод.
    5. Не пейте газированные и сладкие высококалорийные напитки (молочные коктейли, шоколад, мороженое, пиво).