Лапаротомические операции

Лапаротомия — хирургический метод доступа при лечении и диагностике заболеваний органов брюшной полости и малого таза. Называемая также открытой, полостной или традиционной операцией, лапаротомия еще несколько десятилетий назад была основным методом, при котором для доступа к оперируемой зоне проводится разрез передней брюшной стенки.

Преимущества лапаротомии

Несмотря на большую травматизацию тканей, лапаротомические операции в некоторых случаях по-прежнему являются предпочтительнее. Открытый метод позволяет получить более свободный доступ к органам, обеспечивая лучшую обзорность зоны вмешательства. При удалении опухолей больших размеров, например, при миоме матки, лапаротомия — более удобна с технической точки зрения. При наличии гнойно-воспалительного или злокачественного процесса открытая операция может оказаться более безопасной.

Разновидности лапаротомических операций

В зависимости от техники направления линии рассечения разрез может быть продольным, поперечным, угловым, косым или комбинированным. Также в зависимости от цели лечения существуют виды лапаротомических операций, например,

• срединная методика — разрез проходит по центру от нижней части грудины к лону, технология чаще используется в гастроэнтерологии;
  • нижнесрединная — разрез выполняется между лобком и пупком, это один из наиболее используемых методов лапаротомии в гинекологии;
  • по Пфанненштилю — поперечный разрез проходит по надлобковой складке;
  • параректальная — рассечение по внешней области прямой брюшной мышцы, методика часто используется в гинекологии и др.

Выбор оптимальной техники зависит также от объема хирургического вмешательства, телосложения пациента и даже от операций, имеющихся в прошлом.

Область применения

Хирургическое вмешательство с использованием лапаротомического доступа проводится при лечении различных заболеваний. Показанием к лапаротомии являются:

• В гинекологии: множественные или большого размера миомы, опухоли, распространившиеся на другие структуры, апоплексия яичников, аденомиоз, гнойные процессы и др.
  • В гастроэнтерологии: кишечная непроходимость, язвенная болезнь желудка, полипоз, перитонит и др. Также часто проводится лапаротомия при удалении желчного пузыря с развитием осложнений.
  • При нестабильности жизненных показателей у пациента: давления, пульса, дыхания.
  • При внутрибрюшинном кровотечении.
  • При наличии сопутствующих заболеваний, которые являются противопоказанием к лапароскопии.

Нередко необходимо проведение эксплоративной лапаротомии — брюшная полость вскрывается с целью диагностики при развитии симптомов неясного происхождения.

Как проводится операция

После введения пациента в наркоз проводится разрез кожи с подкожно-жировой клетчаткой в соответствии с выбранной методикой, рассекаются все слои на пути к очагу патологии (апоневроз, брюшина), края мышц разводятся. Затем проводится ревизия всех органов, доступных визуальному осмотру. После устранения патологии выполняется послойное ушивание раны. Для предотвращения кровотечения используется коагулятор, для отведения жидкости или при гнойных процессах устанавливаются дренажи.

Лапаротомия, в отличие от лапароскопии — более травматичная операция, сопровождающаяся обширным повреждением тканей. В результате длительность госпитализации и реабилитационный период увеличиваются. После лапаротомии время пребывания в стационаре в среднем составляет около 7-10 дней, восстановление занимает 1-2 месяца.

Операции в нашей клинике

У нас предпочтение всегда отдается лапароскопии — малоинвазивной методике, при которой все действия выполняются через несколько небольших проколов на передней брюшной стенке. Проведение лапароскопической операции требует наличия современного эндоскопического оборудования. Оснащенность нашей клиники позволяет проводить операции любой сложности. Также лапароскопическая методика подразумевает совершенное владение техникой проведения операций и опыт хирургов, поскольку все манипуляции выполняются в ограниченном пространстве. В нашей клинике принимают врачи — признанные специалисты с огромным опытом.

Даже при таких сложных вмешательствах, как, например, операции при злокачественных опухолях, на кишечнике, удалении матки вместо лапаротомии мы в 90% используем лапароскопический доступ. В нашей клинике проводятся органосохраняющие операции при таких патологиях, которые еще недавно являлись показанием к удалению органа: кисты яичника, миомы, опухоли почек, эндометриоз, рак шейки матки и др.

Тем не менее в некоторых ситуациях лапаротомия — единственно эффективное решение. Но метод доступа подбирается для каждого пациента строго индивидуально, с учетом всех имеющихся деталей. Если лапаротомическая операция окажется наиболее эффективной в вашем случае, то она будет проведена опытными хирургами, о мастерстве которых свидетельствуют многочисленные отзывы пациентов.