Подготовка к лапароскопическим операциям

Целью предоперационной подготовки является обеспечение возможности успешно выполнить хирургическое вмешательство, и сделать его как можно более легким и для пациента, и для хирурга.

В соответствии с Европейским протоколом и стандартами fast-track surgery предоперационная подготовка включает в себя несколько этапов:

• информирование пациента о том, какая операция будет ему сделана, какие могут развиться осложнения и как изменится его жизнь после операции. Пациент должен знать не только цель операции, но и как он сам может помочь ее успешному осуществлению. Больной должен разделять уверенность врача в благоприятном исходе операции. Правильно информированный пациент больше доверяет врачу, поэтому в послеоперационном периоде легче направить его усилия на скорейшее выздоровление.
  • предварительное обследование и коррекция имеющихся у пациента патологический нарушений и состояний проводится на догоспитальном этапе и в течение первых суток после госпитализации перед операцией. Тщательная оценка состояния сердечно-сосудистой системы, свертывающей системы крови и ряда других показателей позволяет избежать нежелательных осложнений операции.
  • медикаментозная седация в ночь перед операцией – проводится только по медицинским показаниям на усмотрение лечащего врача.
  • подготовка желудочно-кишечного тракта. Включает в себя исключение приема пищи и жидкости в день операции (не менее, чем за 6 часов до операции), а также очистительную клизму(ы) для освобождения кишечника. В ряде случаев клизма может быть заменена приемом специальных препаратов типа фортранс.
  • общая гигиена. За несколько часов до операции мы рекомендуем принять общий душ с особо тщательным мытьем мест потенциального скопления большого количества кожного сала, пота и микроорганизмов (подмышек, паховой области, стоп).
  • бритье волосяного покрова в проекции операционного поля. Бритье проводится непосредственно в день операции, а не накануне вечером, поскольку возникшие при бритье вечером мелкие царапины могут к утру воспалиться, что сделает невозможным проведение операции.

В дополнение к вышеперечисленному мы, как правило, используем премедикацию в палате перед операцией, что позволяет пациенту уснуть и не видеть обстановки операционной. Создаваемый спокойный психо-эмоциональный настрой обеспечивает идеальные условия кровоснабжения внутренних органов и гемодинамики организма пациента, что облегчает хирургу саму операцию, предупреждает развитие интраоперационных осложнений и обеспечивает гладкое послеоперационное течение.

Порядок действий пациента во время подготовки к малоинвазивной и лапароскопической операции зависит от пола, возраста пациента, проводимой операции. Ниже мы приведем типовую памятку для пациентов перед проведением лапароскопической операции.

Обязательное предоперационное обследование направлено на исключение наличия у пациента определенных инфекций, уточнение состояния свертывающей системы крови, а также функционирования основных органов и систем организма (на основании результатов биохимических тестов и инструментальных методов обследования). Обращаем Ваше внимание, что все обследования имеют определенный «срок годности», по окончанию которого они должны быть выполнены повторно.

Обязательное предоперационное обследование включает:

• Общий анализ мочи. (до 14 дней)
  • Общий анализ крови, СОЭ, лейкоцитарная формула.(до 14 дней)
  • Анализ крови на биохимию (АСТ, АЛТ, общий белок, (билирубин общий, прямой, непрямой), креатинин, мочевина, холестерин общий, глюкоза) и коагулограмма (АЧТВ, тромбиновое время, протромбиновое время и индекс, фибриноген, антитромбин 3). (до 14 дней)
  • Анализ крови на инфекции (Сифилис-RW, СПИД-ВИЧ (anti-HIV), Гепатит В-HBsAg, Гепатит С (anti-HCV Ig G). (до 3 месяцев)
  • Определение группы крови по системе АВО, резус-фактор (до 3 месяцев) + фенотипирования эритроцитов и kell
  • Флюорография грудной клетки. (до 1 года)
  • ЭКГ (до 14 дней)
  • Консультация терапевта об отсутствии противопоказаний к операции (до 14 дней)

Ниже мы описали Ваши действия непосредственно за 1 день до лапароскопической операции, в случае ее выполнения в нашей клинике. Вы можете госпитализироваться к нам накануне и выполнить подготовку в условиях нашего специализированного стационара, или же приехать в Клинику рано утром, выполнив всю программу подготовки самостоятельно. Просим все нижеприведенные указания принимать буквально, иначе мы не сможем провести Вашу операцию в день обращения.

• В 15.00 накануне дня операции Вы принимаете легкий ужин (например, стакан кефира, творог, суп или каша).
  • Вечером этого же дня ОБЯЗАТЕЛЬНО поставить очистительную клизму (1,5 л теплой воды).
  • Вечером до сна жидкость (вода, несладкий сок, чай) разрешается пить в необходимом для Вас лично количестве.
  • В день операции необходимо приехать в Клинику СТРОГО на ПУСТОЙ желудок (!) - сразу после просыпания ничего нельзя ни пить (ни воду, ни чай), ни есть!

ПОМНИТЕ! Чтобы операция состоялась, за 8 часов до операции в желудок НЕ ДОЛЖНА поступать жидкость и твердая пища!

• С собой необходимо иметь средства личной гигиены (мыло, зубную щетку, зубную пасту), нижнее белье, ночную рубашку или пижаму, а также паспорт для оформления договоров.
  • Нужно приобрести компрессионные госпитальные чулки 1-й компрессии (при наличии заболеваний вен, после консультации флеболога приобрести компрессионные госпитальные чулки 2-й компрессии). Приобрести компрессионное белье Вы можете во многих аптеках г.Москвы. Чулки необходимо привезти с собой на операцию. Компрессионное белье (чулки) пациент надевает самостоятельно, находясь в горизонтальном положении на кровати (за 20 минут до операции).

ВАЖНО: Перед тем, как надеть чулки необходимо провести в горизонтальном положении не менее 15-20 минут для того, что бы обеспечить отток крови из вен нижних конечностей.

При проведении гинекологических операций, а также при одновременном выполнении лапароскопической операции и гистерорезектоскопии пациентке требуется выполнить еще ряд действий. Накануне операции необходимо провести интимную стрижку с использованием ножниц или машинки, но не бритвы. Нужно, чтобы к операции длина волос составляла не более 5-7 мм.

ВАЖНО: УБЕДИТЕЛЬНО просим Вас не использовать бритву во избежание повреждения волосяных фолликулов и развития инфекционных процессов на коже, что может стать препятствием для проведения операции.