Эмболизация маточных артерий (ЭМА)

Эмболизация маточных артерий — это малотравматичный хирургический метод лечения, суть которого состоит в искусственной закупорке сосудов, питающих миому. В ходе процедуры, проводимой в условиях операционной, сосудистый хирург вводит в артерии матки эмболы (акриловые микросферы, гидрогель, металлические спирали, частицы ПВА), вследствие чего прекращается кровоснабжение самой миомы, в небольшой степени — маточной стенки. В результате ишемического инфаркта опухоли и последующей ее дегенерации миома уменьшается в размерах. Также благодаря ЭМА при миоме удается уменьшить меноррагии — кровотечения, исчезают симптомы, связанные со сдавлением расположенных рядом органов — нарушение мочеиспускания и дефекации. Спустя определенное время после вмешательства нормализуется цикл, функции матки сохранены, пациентки после процедуры не теряют способности к репродукции.

Прямые показания к проведению вмешательства возникают у 4-8% женщин с диагностированной миомой. Прежде всего ЭМА назначается пациенткам, страдающим кровотечениями и анемией, вызванных опухолью. Это малотравматичное вмешательство, выполняемое под местной анестезией, рекомендовано женщинам, которые отказываются от гистерэктомии, а также пациенткам в период пременопаузы.

Следует учесть: эмболизация маточных артерий при миоме матки означает необратимую закупорку сосудов, но, как и любое хирургическое вмешательство, имеет ряд показаний и противопоказаний. Поэтому для назначения важно пройти тщательное обследование — таким образом можно убедиться, что для вас ЭМА — оптимальное решение.

Узнайте стоимость по телефону: +7 (495) 782-50-10
Продолжительность операции
50 мин – 1,5 часа
Время в стационаре
около 2 дней

• миома матки;
  • кровотечения и анемия, вызванные миомой;
  • невозможность проведения гистерэктомии;
  • желание сохранить матку;
  • пациентки в пременопаузе;

• реакция на контрастные препараты;
  • субсерозные узлы (риск осложнений);
  • нарушение свертываемости;
  • злокачественные опухоли;
  • острые и инфекционные процессы;

Преимущества эмболизации маточных артерий

• Операция является органосохраняющей, малотравматичной, отсутствует риск кровопотери.
  • Нет необходимости в общем наркозе, процедура возможна с использованием местной анестезии.
  • Непродолжительная госпитализация — выписка возможна на следующие сутки.
  • Непродолжительный восстановительный период.
  • Эмболизация маточных артерий при миоме является альтернативой в случаях, когда гистерэктомия противопоказана.

Из-за обнаруженной миомы вы испытываете вполне объяснимое беспокойство по поводу лечения, опасаясь, что единственно эффективным вариантом окажется удаление матки? В нашей клинике пациенткам с миомами доступны несколько методик, в том числе и органосохраняющие, позволяющие женщинам репродуктивного возраста в будущем стать мамой здорового малыша. У нас — только индивидуальный подход к пациенткам, после тщательного обследования мы подберем метод, который будет идеальным именно для вас. По возможности мы всегда стремимся проводить органосохраняющие вмешательства, к ним относится и щадящая операция — эмболизация маточных артерий — бескровный и не требующий общего наркоза метод. Госпитализация при этом не превышает, как правило, двух дней, уже через две недели вы сможете вернуться к привычным занятиям. Благодаря оснащенности нашей клиники эмболизация маточных артерий проводится под эндовидеоконтролем, что практически исключает вероятность осложнений в ходе операции. Поэтому, если вам диагностирована миома, не откладывайте лечение! Непродолжительная по времени, малотравматичная и бескровная процедура — и вы вновь почувствуете себя здоровой!

Руководитель хирургической службы SwissClinic Пучков Константин Викторович

Почему эмболизацию маточных артерий лучше сделать в Швейцарской Университетской клинике?

• Мы одними из первых в стране начали проводить малотравматичные бескровные вмешательства при лечении миомы, на сегодняшний день получено более 40 патентов на бескровные операции.
  • В клинике работают сосудистые хирурги высшей и первой категории с огромным опытом, за плечами каждого специалиста сотни удачно проведенных операций. В настоящее время выполняется до пяти операций ежедневно.
  • Одним из основных правил для нас является индивидуальный подход к каждой пациентке. При необходимости у нас возможно сочетание сразу нескольких методик в ходе одного вмешательства, что дает возможность даже при множественных миоматозных узлах добиться замечательных результатов без разрезов самой матки.
  • Клиника оснащена новейшим рентгенангиографическим оборудованием, с помощью которого количество осложнений удалось свести к минимуму.
  • Перед ЭМА при миоме матки важно качественное обследование. Абсолютно все необходимые диагностические процедуры можно пройти в нашей клинике, обследование займет минимум времени.

• Нужна ли специальная подготовка к эмболизации?

Для проведения процедуры существует целый ряд противопоказаний, поэтому перед операцией необходимо пройти тщательную диагностику. Перед проведением вмешательства отсутствует необходимость специальной подготовки.

• Как проходит эмболизация маточных артерий (ЭМА)?

В ходе операции в бедренную артерию вводится катетер, который затем продвигается до маточных сосудов. Через него поступает эмболизирующее вещество, которое закупоривает сосуды, питающие опухоль, что приводит к прекращению кровоснабжения миомы. Процесс поступления препарата контролируется с помощью оборудования, эффективность вмешательства оценивается методом контрольной артериографии. По окончании манипуляций на место прокола накладывается компрессионная повязка.

• На какой день цикла следует назначать ЭМА?

День цикла не влияет на эффективность процедуры, но проведение операции во время месячных подчас сопровождается более выраженными неприятными ощущениями.

• Какие недостатки у эмболизации маточных артерий?

ЭМА не показана при наличии субсерозных узлов, поскольку существует риск некроза или развития перитонита. Кроме того, операция не рекомендована, если по данным ультразвуковой допплерографии отсутствует или весьма слабый кровоток в подслизистых и межмышечных миоматозных узлах. Кроме того, следует учесть, что, хотя размеры опухоли после эмболизации становятся существенно меньше, существует вероятность возобновления роста узлов спустя полгода-год после вмешательства.

• Возможны ли при ЭМА осложнения и какие?

Во время операции и в послеоперационный период, как и при любом хирургическом вмешательстве, присутствует риск развития инфекционных или гнойных осложнений, которые связаны с некрозом ткани. Кроме того, нельзя исключить гормональные нарушения, что может стать причиной бесплодия. В некоторых случаях вследствие осложнений может возникнуть необходимость в удалении матки. Однако риск подобных осложнений минимален, когда операция проводится в специализированной клинике. Кроме того, у большей части пациенток после операции появляются болезненные ощущения, повышается температура, не исключены тошнота и рвота. Эти симптомы купируются соответствующими препаратами, которые назначит врач.

• Реабилитация после эмболизации маточных артерий — каковы особенности?

В первые часы женщине следует соблюдать постельный режим. К месту прокола можно прикладывать холод, но в течение шести часов пунктированную ногу сгибать нежелательно. Выписка возможна уже на следующие сутки. В течение месяца следует исключить физические нагрузки, посещение саун/бань, также придется отказаться от принятия ванн, ограничившись душем. Восстановление может занять около 2-х недель, на протяжении пары месяцев нормализуется цикл. Осмотр гинеколога назначается через неделю после операции, затем каждые 3 месяца на протяжении года следует проходить контрольное УЗИ.

• Где сделать эмболизацию маточных артерий в Москве?

Сегодня ЭМА доступна пациенткам лишь в нескольких клиниках, в том числе и у нас. Непременным условием для ее проведения является оснащенность клиники специальным оборудованием, штат должен быть укомплектован сосудистыми хирургами, прошедшими специальное обучение и обладающими опытом в выполнении эмболизации маточных артерий. Цена процедуры обусловлена необходимостью проведения ряда лабораторных и инструментальных обследований, оснащенностью операционной дорогостоящим оборудованием. Помимо этого, цена эмболизации маточных артерий при миоме матки зависит от количества рентгеноконтрастного препарата, который используется во время процедуры.

• Беременность после эмболизации — когда можно планировать?

ЭМА показана женщинам, в дальнейшем планирующим беременность, если при оперативном вмешательстве (миомэктомии) присутствует риск травматизации матки, а эмболизация является более щадящей методикой. После процедуры узлы уменьшаются в размерах — процесс может занять год, поэтому беременность лучше планировать по истечении этого срока. Кроме того, зачатие лучше отложить, поскольку процедура ухудшает кровоснабжение матки, что способно отрицательно сказаться на состоянии плода.