Гормональное лечение

Гормональная терапия при раке — один из видов лечения, используемого при наличии гормонально чувствительных злокачественных опухолей, с помощью которого можно затормозить или прекратить рост раковых клеток. Гормональная терапия в онкологии используется при любой стадии заболевания, даже в терминальном периоде, что позволяет затормозить распространение процесса и увеличить продолжительность жизни.

Как действуют гормональные препараты при онкологии?

Вырабатываемые в организме гормоны являются биологически активными веществами, которые регулируют рост клеток, обменные процессы, оказывают влияние на функцию многих органов. Вырабатываемые железами внутренней секреции, они поступают в кровь и разносятся по организму, достигая органов-мишеней. Но некоторые гормоны способны стимулировать рост злокачественных клеток. Поэтому при лечении опухоли, появление которой обусловлено действием гормонов, используются препараты, блокирующие их действие, что прекращает стимуляцию опухоли. Таким образом, гормональное лечение рака направлено на прекращение стимуляции опухоли гормонами.

Когда нужна гормональная терапия

Препараты гормонотерапии эффективны только при наличии гормонозависимой опухоли, поэтому рекомендованы при злокачественных заболеваниях молочной и предстательной желез, яичников, матки. Также гормонотерапия используется при лечении опухолей нейроэндокринного происхождения, обладающих секреторными функциями. Такие опухоли могут развиваться в любом органе, где имеются нейроэндокринные клетки: в желудке, пищеводе, кишечнике, желчном пузыре, бронхах, легких и др.

Преимущества гормональной терапии

• Действуя избирательно, гормонопрепараты не оказывает повреждающего эффекта на другие органы;
  • При генерализованном (метастатическом) раке — достаточно эффективный вид лечения, при котором можно добиться стабилизации или ремиссии у большей части пациентов;
  • Неплохо переносится пациентами.

Препараты гормональной терапии

Сегодня существует множество препаратов, используемых в онкологии при гормональном лечении (таблетки, инъекции), которые избирательно действуют на механизмы роста и деления злокачественных клеток. Их можно разделить на несколько групп:

• те, которые химическим путем блокируют выработку определенных гормонов;
  • средства, блокирующие рецепторы на поверхности клеток, после чего опухолевые клетки становятся невосприимчивыми к гормонам;
  • препараты, повышающие восприимчивость раковых клеток к цитостатикам, которые тормозят рост опухоли;

Современные препараты, используемые в гормонотерапии, оказывают системное действие, что позволяет применять их даже при наличии метастазирования.

Как проводится гормонотерапия

Препараты для гормонального лечения в онкологии могут назначаться до операции, речь идет о неоадъювантной терапии, позволяющей уменьшить размеры опухоли, что обеспечивает эффективность хирургического этапа лечения. Также гормональные препараты могут назначаться после операции — целью адъювантной терапии является минимизация вероятности рецидива и прогрессирования. При неоперабельной гормонозависимой опухоли назначаемые препараты способны уменьшить симптоматику, улучшив качество жизни пациента.

Лечение проводится курсами, средства гормональной терапии могут применяться самостоятельно, но чаще назначаются в комбинации с другими методами противоопухолевого лечения: в сочетании с операцией, на фоне облучения, в комбинации с химиопрепаратами.

Преимущества проведения гормональной терапии в Швейцарской Университетской клинике

• В SwissClinic гормональное лечение при онкологии подбирается только индивидуально, с учетом имеющегося заболевания, степени распространенности процесса, биологических особенностей опухоли, общего состояния пациента, наличия сопутствующих заболеваний.
  • Для выявления возможности использования гормонального лечения и выбора наиболее эффективных препаратов необходимо обследование, в нашей клинике к услугам пациентов все необходимые методы диагностики, в том числе иммуногистохимическое исследование.
  • У нас используются все современные и эффективные методы лечения, помимо гормональной терапии, в клинике проводятся хирургические вмешательства, химио- и иммунотерапия.
  • При проведении операции в клинике используются малоинвазивные методики, предпочтение всегда отдается органосохраняющему методу.
  • Тактика лечения при онкологических заболеваниях подбирается консилиумом специалистов: онколога, хирурга, химиотерапевта, также возможно привлечение к лечению врачей других специализаций: эндокринологов, гинекологов, урологов и т.д.; в клинике прием ведут специалисты по 15- направлениям.
  • В штате клиники — врачи высшей квалификации, обладающие многолетним опытом работы, в том числе доктора медицинских наук, профессора, зарубежные специалисты.

Существуют ли побочные эффекты и почему они развиваются

Хотя гормонотерапия действует более щадяще на организм, чем другие методы лечения, появление тех или иных нежелательных эффектов не исключено. Это могут быть нарушения пищеварения (тошнота, расстройства стула), повышенная утомляемость, головные боли, снижение либидо, депрессивное состояние, развитие менопаузальных симптомы: приливы, диспареуния, ночная потливость, нарушение сна и др.

Побочные эффекты могут быть обусловлены как действием препаратов, так и наступившей дисфункцией органов (например, яичников) вследствие их целенаправленного «выключения» и наступившей в ходе лечения менопаузы. Чтобы свести к минимуму риск появления нежелательных эффектов, важно придерживаться врачебных рекомендаций, в случае необходимости возможна либо смена препарата, либо назначение средств поддерживающей сопроводительной терапии.

Другие методы лечения рака

В онкологии единственно эффективным методом лечения практически всегда является радикальное удаление злокачественной опухоли. Также операция позволяет прекратить выработку гормонов, стимулирующих рост опухоли. Поэтому в некоторых случаях целесообразно удаление хирургическим путем органов, продуцирующих гормоны.

Выбирая клинику для лечения онкологического заболевания, предпочтение лучше отдать тем, где существует возможность хирургического лечения. В нашей клинике используются все методики, с помощью которых можно добиться либо полного излечения, либо длительной ремиссии. Но поскольку единственно эффективным способом лечения злокачественных опухолей является их удаление, в нашей клинике акцент делается на радикальном устранении самой опухоли в сочетании с другими методиками. Мы используем все, что может принести наилучший результат при лечении.