Диагностика рака шейки матки

Ранняя диагностика рака шейки матки — одно из условий благополучного излечения. Согласно статистике, заболевание, обнаруженное в самом начале своего развития, у 85-95% пациенток заканчивается полным выздоровлением. Более того, в случае обнаруженной дисплазии, которая является предраковым состоянием, можно предотвратить переход заболевания в рак.

Стоимость исследования узнавайте по телефону: +7 (495) 782-50-10
Продолжительность
не превышает 30 минут
Время в стационаре
1-2 дня или амбулаторно

Какие методы диагностики входят в обязательное обследование

В настоящее время существуют различные диагностические методы, позволяющие безошибочно поставить диагноз. В нашей клинике диагностика рака шейки матки (РШМ) проводится в несколько этапов:

На первом этапе проводится первичное обследование, куда входит:

• сбор анамнеза, гинекологический осмотр, в том числе в зеркалах;
  • кольпоскопия — визуальный метод диагностики, в ходе которого выполняется осмотр шейки с помощью оптики, позволяющей увеличить обследуемую зону в 6-16 раз;
  • цитологическое исследование соскоба, взятого с шейки матки — анализ, позволяющий обнаружить изменения эпителия; чувствительность этого метода превышает 80%.

Следует учесть, что при подозрении на рак шейки матки цитологическая диагностика недостаточна для диагностирования онкологического заболевания, всегда нужна верификация с использованием гистологического исследования.

На втором этапе проводится углубленное обследование, куда входит целый ряд диагностических процедур:

• Обследование на наличие инфекций — анализ позволяет обнаружить различные виды бактерий, которые могут вызывать многочисленные патологии, установить причину воспалительного процесса, исключить/подтвердить заболевания, передающиеся половым путем и др.
  • Расширенная кольпоскопия — осмотр шейки матки с использованием микроскопа, с обработкой зоны обследования раствором Люголя или 3-5% уксусной кислотой. Показанием для расширенной кольпоскопии служит наличие патологических изменений по результатам цитологии, а также отклонения, выявленные при визуальном осмотре.
  • Прицельная биопсия в ходе кольпоскопии — взятие частиц ткани из патологически измененных участков для дальнейшего гистологического анализа — основного метода диагностики рака шейки матки. На основании результатов гистологии назначается лечение и оценивается прогноз заболевания.
  • Цервикогистероскопия — визуальное обследование полости матки и цервикального канала с последующим раздельным диагностическим выскабливанием, проводимым по показаниям.
  • УЗИ органов таза — необходимо для оценки распространенности процесса на матку, во влагалище, мочевой пузырь, прямую кишку, в ходе исследования возможно определение размера опухоли и др.
  • Исследование крови на онкомаркер SCC — показано для выявления опухолеассоциированного антигена плоскоклеточного рака.
  • КТ или МРТ органов малого таза с контрастированием — проводится для оценки распространенности злокачественного процесса (на матку, мочевой пузырь, кишечник, степени вовлечения в процесс регионарных лимфоузлов).

Дополнительные методы обследования

В диагностический алгоритм также входит ряд обследований, которые служат для получения более полной картины поражения. При переходе опухоли на передний свод влагалища, при подозрении на распространение процесса на мочевой пузырь, а также при наличии опухоли шейки матки размером более 4 см проводится цистоскопия. Если патологический процесс распространяется на прямую кишку, на задний свод влагалища, рекомендована ректороманоскопия. Для исключения метастазирования в органы грудной полости проводится томография. В качестве уточняющей диагностики при наличии жалоб (боли в костях) рекомендована остеосцинтиграфия, позволяющая исключить/подтвердить метастазирование в костную ткань.

Скрининговая диагностика рака шейки матки

Рак шейки матки — одно из заболеваний, которое можно легко обнаружить на раннем этапе. Как показывает практика и многочисленные наблюдения, все пациентки, у которых обнаружен предрак или РШМ первой стадии, имеют все шансы достичь полного выздоровления. Для этого существует скрининговая программа, целью которой является ранняя диагностика заболевания. Исходя из рекомендаций,

• каждая женщина должна проходить ежегодный скрининг через 3 года после начала половых отношений, однако не позднее 21 года;
  • после 30-летия, если в течение трех последних лет результаты были отрицательные, достаточно проходить обследование каждые 2-3 года;
  • в случае, если в анамнезе имеется прием стероидных гормонов, трансплантация, химиотерапия, инфицирование вирусом папилломы человека, то обследование по-прежнему следует проходить ежегодно.

Пациентки, перенесшие удаление шейки матки, но при условии, что причиной операции не было злокачественное заболевание, могут не участвовать в ежегодном скрининге. Обследование также можно не проходить женщинам старше 70 лет, если в течение последнего десятилетия результаты мазков были без патологических изменений. В остальных случаях рекомендуется регулярное скрининговое обследование.

В качестве скрининга используется метод жидкостной цитологии, считающийся наиболее информативным. Биологический материал, полученный из зоны шейки матки, помещается в специальную жидкостную среду, после чего отправляется на исследование.

Что мы предлагаем

На протяжении нескольких десятилетий рак шейки матки прочно удерживает лидирующие позиции по количеству вновь выявленных пациенток. Особенностью болезни является отсутствие выраженных симптомов в начале заболевания. Поэтому своевременной диагностике рака шейки матки отведена главная роль. Не нужно дожидаться, когда болезнь перейдет в тяжелую степень, ведь достаточно регулярного обследования, чтобы исключить ситуацию, при которой понадобится сложное и длительное лечение.

В нашей клинике, оснащенной современным оборудованием эксперт-класса, можно в минимальные сроки пройти комплексное обследование. Нашим пациенткам, независимо от региона проживания, также предлагается скрининговая диагностика. У нас принимают специалисты высшей категории с многолетним опытом работы, которые на основании полученных результатов обследования разработают дальнейшую программу действий.