Деформирующий остеоартроз

Деформирующий остеоартроз — прогрессирующее заболевание, при котором в различных структурах сустава появляются дистрофические и дегенеративные изменения, сопровождающиеся повреждением суставного хряща вплоть до его полного разрушения в зоне всего костно-суставного комплекса. При этом происходит патологические изменения субхондральной кости, формируются краевые остеофиты, развивается реактивный синовит.

Гиалиновый хрящ — прочный и эластичный в здоровом состоянии — превращается в сухой с шероховатой поверхностью и участками полнослойного дефекта. На ранней стадии деформирующего остеоартроза в местах наибольшей нагрузки появляются очаги размягчения хряща. На позднем этапе происходит фрагментация, появляются трещины, обызвествления, изъязвления, кость обнажается, при этом отделяющиеся фрагменты, попадающие в полость сустава. Поскольку хрящевая ткань истончается, давление между суставными поверхностями оказывается неравномерным, что усугубляет ситуацию: трение между суставными поверхностями нарастает, происходит деформация суставных поверхностей, нарушение конгруэнтности сустава.

Несмотря на то, что заболевание относится к мультфакториальным, основными причинами деформирующего остеоартроза являются травмы, перегрузки суставов, дисплазия суставов, воспалительный процесс аутоиммунного или инфекционного характера. Различают локальную форму заболевания — когда поражаются один-два сустава (деформирующий остеоартроз коленного сустава, тазобедренного сустава), и генерализованную форму — когда болезнь затрагивает 3 и более суставов, как правило такой процесс развивается на фоне системной патологии.

Течение заболевания и клинические проявления могут отличаться в зависимости от природы и локализации процесса, но любой артроз ведет к болевому синдрому, ограничению подвижности и деформации сустава, нарушению функции сустава. Артроз тазобедренного или коленного сустава — коксартроз, гонартроз, при отсутствие адекватного лечения приводит к нарушению походки, нарушению подвижности сустава, изменению оси конечности, болевому синдрому, вплоть до развития инвалидности. При поражении голеностопного сустава, без лечения появляется деформация голени, перегрузка стопы. При деформирующем остеоартрозе плечевого сустава из-за боли пациент не может поднять руку, постепенно развивается атрофия мышечной ткани и т.д.

Факторы риска:

• возраст;
  • лишний вес,
  • избыточная нагрузка на суставы;
  • травмы суставов;
  • врожденные изменения, дисплазия;
  • артриты, подагра, болезни эндокринной системы, эндартериит, атеросклероз и др.;
  • наследственная предрасположенность;

Симптомы:

• боли в суставах, поначалу ослабевающие после отдыха, затем — возникающие при незначительной активности;
  • стартовые боли;
  • скованность в суставах, хромота;
  • ограничение подвижности суставов
  • хруст в суставе при движении;
  • деформация сустава;
  • костные выросты и др.

Лечение

Возможно как консервативное, так и оперативное лечение, в зависимости от выраженности процесса. Консервативная терапия подбирается в зависимости от стадии и выраженности имеющихся симптомов. При деформирующем остеоартрозе, сопровождающемся болями и воспалением, первым этапом назначаются нестероидные препараты, либо кортикостероидные препараты, разгрузка конечности, местная противовоспалительная терапия. При необходимости выполнятся пункция сустава, применяется физиотерапия (ФТЛ), подбираются средства внешней поддержки, ортезные повязки.... После уменьшения болевого синдрома продолжается курс лечения и подбирается поддерживающая терапия. С целью приостановить дальнейшее разрушение сустава могут использоваться внутрисуставные инъекции препаратов гиалуроновой кислоты, внутрисуставное введение плазмы обогащенной тромбоцитами (PRP терапия), назначаются препараты улучшающие питание хряща и хондропротекторы. Также важно снизить нагрузку на поврежденный сустав. Кроме того, обязательным условием эффективного лечения является лечебная физкультура (ЛФК), подбор адекватного набора упражнений для поддержания функции сустава, укрепления мышц и связок. Также рекомендуется санаторно-курортное лечение, бальнеотерапия и др.

Хирургическое лечение при деформирующем остоартрозе назначается при тяжелых формах болезни, 3-4 ст, выраженном нарушении функции сустава, деформациях конечности. Возможно выполнение корригирующих остеотомий, либо эндопротезирование суставов. В настоящее время существуют эндопротезы практически для всех суставов организма. Чаще всего, замена сустава эндопротезом проводится при деформирующем остеоартрозе тазобедренного, коленного, несколько реже плечевого, голеностопного сустава. Также существуют инновационные методики, которые можно применять при локальных повреждениях суставного хряща, для восстановления суставной поверхности. Возможно применение костно-хрящевой пластики, применение мембран, имплантация хондроцитов или стимуляция костного мозга, для стимуляции разрастание хрящевой ткани.

Комментарий специалиста

Признаки деформирующего остеоартроза способны ухудшить качество жизни пациента, лишив его способности нормально двигаться, заниматься спортом, либо привычными делами. Чем более рано выявлены признаки артроза и начато адекватное лечение, тем больше шансов остановить, либо замедлить развитие процесса. Однако, лечение заболевания с помощью медикаментов к сожалению не всегда эффективно, особенно при выраженных стадиях деформации. Нередко единственной возможностью избавиться от изнуряющих симптомов является оперативное лечение, эндопротезирование сустава. Чтобы определить наиболее эффективный метод лечения деформирующего остеоартроза, нужна диагностика и консультация специалиста. В нашей клинике пациентам доступны все современные и эффективные методы обследования. На основании осмотра и полученных результатов обследования можно установить характер и стадию заболевания, подобрать наиболее эффективную тактику лечения. Поэтому, если у вас появились симптомы, напоминающие остеоартроз, не дожидайтесь развития тяжелой формы болезни, запишитесь на консультацию!

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения деформирующего остеоартроза в Швейцарской университетской клинике

• Наличие диагностического отделения, в том числе лаборатории, позволяет пройти комплексное обследование быстро и в удобное время.
  • Мы используем все современные и эффективные методы лечения, как консервативного, так и хирургического. Лечение проводится в соответствии с медицинскими стандартами, принятыми в ведущих зарубежных клиниках.
  • У нас работают специалисты высшей категории с многолетним опытом, при необходимости в лечении пациента могут принимать участие врачи других специализаций: эндокринологи, сосудистые хирурги, невропатологи и др.
  • В клинике есть собственное реанимационное отделение, а также палаты интенсивной терапии, каждый пациент после операции находится под наблюдением опытного медперсонала.

• Чем опасен деформирующий остеоартроз

При отсутствии лечения развиваются многочисленные осложнения. Кроме очевидных симптомов в виде боли и ограничения функции сустава, развиваются нарушения походки, перегрузка других суставов и позвоночника, вовлечение в патологический процесс смежных суставов. Возможно развитие анкилоза (неподвижность сустава), остеонекроз кости и т.д. Данная патология нередко приводит к инвалидизации.

• Как выявить заболевание

Основным методом диагностики при деформирующем остеоартрозе является клинический осмотр и рентгенологическое обследование, во время которого можно обнаружить деформацию суставных поверхностей, сужение суставной щели, разрастание остеофитов и другие патологические изменения. Не менее эффективной является магнитно-резонансная томография, компьютерная томография. Обязательным является лабораторное обследование, исключение системной патологии. По показаниям может быть рекомендовано проведение пункции сустава биопсия, исследование синовиальной жидкости. Одним из эффективных лечебных и диагностических методов, позволяющий осмотреть полость сустава изнутри, и устранить имеющиеся нарушения является артроскопия. Все методы диагностики и лечения можно пройти в нашей клинике.

• Прогноз

При резвившемся остеоартрозе, полное излечение невозможно, однако можно значительно замедлить развитие процесса, облегчить состояние пациента, устранить симптомы деформирующего остеоартроза. При тяжелой форме заболевания, выраженной деформации, наиболее эффективным методом лечения является операция эндопротезирования сустава, с помощью которой пораженный сустав заменяется на эндопротез. В нашей клинике используются качественные эндопротезы основных мировых производителей, у нас существует возможность подобрать оптимальную пару трения и компоновку эндопротеза индивидуально, на основании планируемой активности пациента, возраста, результатов обследования и тд. Срок службы сустава, при соблюдении пациентом врачебных рекомендаций, может составлять 30 лет и более.