Хондропластика коленного сустава

Хондропластика коленного сустава — пластическая операция, направленная на устранении дефектов хрящевой ткани, появившихся вследствие различных причин: травм, излишних нагрузок на сустав, обменных нарушений и др. Под действием неблагоприятных факторов происходит разрушение хрящевой ткани суставных поверхностей большеберцовой, бедренной кости, либо надколенника. По площади поражения могут быть локальными, либо обширными. По глубине поражения – от поверхностных изменений, до полнослойных дефектов суставного хряща с повреждением субхондральной кости. Повреждение суставного хряща является одним из основных компонентов развития гонартроза. Естественно, при таких повреждениях появляются боли, ограничение подвижности, нормальное движение и нагрузка становится невозможными.

С помощью хондропластики, во многих случаях, можно вернуть коленному суставу утраченные функции, восстановив правильную анатомию суставных поверхностей. В зависимости от глубины и обширности повреждений может быть использована:

• Абразивная хондропластика — показана при более поверхностных повреждениях, наличии участков отслоенного хряща. Поврежденные участки хрящевой ткани удаляются, края повреждениях стабилизируются, сглаживаются неровности суставной поверхности, что дает возможность остановить дальнейшее разрушение.
  • Микрофрактурирование – применяется при более глубоких, локальных дефектах суставного хряща и заключается в создании костных каналов в области дефекта, для стимуляции заживления.
  • Закрытие дефекта при помощи специальных мембран.
  • Мозаичная хондропластика — трансплантация на место дефекта собственной хрящевой ткани пациента, взятой из ненагружаемой зоны сустава. Здоровая хрящевая ткань в виде мозаики пересаживается в зону дефекта, для замещения дефекта, восстановления суставная поверхности. Методика показана при наличии глубоких патологически измененных участков, относительно небольшого размера, расположенных в зоне нагрузки.

Существуют и другие методы хондропластики. При сложных дефектах для достижения наилучшего результата возможно сочетание нескольких методик. В нашей клинике, большинство подобных операция выполняется методом артроскопии: когда все манипуляции проводятся через несколько небольших разрезов, необходимых для введения артроскопа и хирургического инструментария. Наличие оптики, которой оснащен артроскоп, позволяет выводить изображение поврежденной области на экран, с большим увеличением и проводить манипуляции без риска кровопотери и повреждения здоровых структур.

Показания и противопоказания:

• посттравматический артроз;
  • болезнь Кенига;
  • повторные травмы;
  • застарелые повреждения менисков
  • дегенеративно-дистрофические изменения на фоне нестабильности сустава;

• инфекционный процесс;
  • выраженная контрактура сустава;
  • неспособность пациента следовать рекомендациям реабилитолога после операции.

Преимущества хондропластики методом артроскопии

• Минимальный риск интраоперационных осложнений;
  • Короткий период госпитализации;
  • Возможность быстрого и полного восстановления функции сустава;
  • Отсутствие заметных рубцов на коже после заживления;
  • Долгосрочный эффект.

Боли в колене, усиливающиеся при нагрузках, ограниченность движений, «подклинивани»е сустава — при таких симптомах нормальная физическая активность становится затрудненной, либо невозможной. Если консервативная терапия оказалась малоэффективной, а открытая операция вызывает настороженность, во многих случаях оптимальным решением может оказаться артроскопическое лечение: хондропластика коленного сустава выполняется малотравматично, под эпидуральной, либо общей анестезией, болевые ощущения во время операции исключены. Мы также практикуем пролонгированное обезболивание после операции. Метод лечения для каждого пациента подбирается индивидуально, с учетом выраженности имеющихся нарушений, возраста человека, его физической активности и тд. Но в любом случае используемые нами технологии позволяют устранить патологические изменения в хряще быстро и безопасно. При своевременно проведенном лечении функцию сустава вполне можно восстановить. Кратковременная госпитализация с последующей реабилитацией под руководством опытных специалистов — у вас есть все шансы вернуться к активному образу жизни без опасений любого неловкого движения.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения в Швейцарской Университетской клинике

• Инновационные методы хирургического лечения — приоритетное направление нашей клиники, мы активно используем высокотехнологичные достижения, позволяющие достичь быстрого восстановления.
  • Оснащенность клиники новейшим оборудованием эксперт-класса позволяет проводить операции любой сложности, при необходимости комбинируя методики.
  • У нас работают только высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом, каждый из специалистов ежегодно выполняет более 300 операций в рамках своей специализации.
  • Каждый пациент может рассчитывать на полный цикл лечения: от консультации с обсуждением различных вариантов лечения до послеоперационной реабилитации и окончательного восстановления — все под контролем опытных специалистов: хирургов, травматологов, реабилитологов, диагностов.
  • В нашей клинике также проводятся симультанные операции: существует возможность не только восстановить различные структуры сустава (пластика связок, шов мениска и др.), но и устранить сопутствующие патологии, требующие хирургического лечения (грыжи, опухоли, желчнокаменная болезнь и др.) — любые сочетания патологий в ходе единственной операции.
  • Все пациенты после операции находятся под контролем опытного персонала в специально оборудованных палатах интенсивной терапии; в SwissClinic есть собственное реанимационное отделение.

• Как проводится операция

После обезболивания (используется общая или проводниковая анестезия) в зоне сустава выполняются небольшие проколы, через которые вводится артроскоп и хирургические инструменты. Оценивается глубина и площадь повреждения суставного хряща. В зависимости от характера повреждения применяются различные методы проведения операции:

• абразивная хондропластика коленного сустава (шейверная хондропластика — еще одно название методики) — когда поврежденные ткани экономно удаляются механическим способом; в дальнейшем на этих участках образуется фиброзная ткань, которая затем замещается хрящом. Возможно применение микрофактуринга (туннелизация) дефектной зоны — создание отверстий (размером не более 2 мм) в хряще, через которые проникают клетки красного костного мозга, заполняющие дефекты и способствующие росту волокнистого хряща. В некоторых случаях в микрофрактурированных зонах дополнительно накладываются коллагеновые мембраны, которые обеспечивают условия на последующего восстановления хряща.

При мозаичной хондропластике коленного сустава на подготовленный участок пересаживаются аутотрансплантанты — части здорового хряща, взятые у пациента.

При дефектах, обусловленных травмой, важно устранить причину, в таком случае хондропластика может сочетаться, например, с пластикой связок, удалением поврежденных участков менисков и т.д. На заключительном этапе сустав промывается, миниразрезы ушиваются одиночными швами.

• Как проходит восстановительный период

Длительность реабилитации после хондропластики коленного сустава зависит от характера повреждения и примененной методики операции. При мозаичной хондропластике, она составляет около 6-8 недель. В послеоперационном периоде необходима ходьба с костылями, разгрузка конечности, фиксация прооперированного сустава ортезной повязкой, с ограничением угла сгибания. Проводится медикаментозное лечение, ФТЛ, ЛФК. С первых дней применяется лечебная физкультура. ,Осевую нагрузку на прооперированную ногу важно увеличивать постепенно. Как правило, функция сустава восстанавливается через 2 месяца после операции. Однако в дальнейшем лучше избегать тяжелых физических и ударных нагрузок. Для быстрейшего восстановления рекомендуются хондропротекторы, внутрисуставное введение препаратов гиалуроновой кислоты, PRP-терапия.

• Нужна ли подготовка к операции?

При плановом вмешательстве подготовка может заключается в устранении воспалительного процесса, снижение веса пациента, знакомство с техникой пользования костылями для разгрузки сустава в первые дни после операции — это может помочь при дальнейшем восстановлении.