Киста Бейкера в коленном суставе

Киста Бейкера / киста Беккера / Baker`s cyst — мягкое, заполненное синовиальной жидкостью, образование в подколенной ямке, возникающее при различных патологиях в коленном суставе. При наличии анатомических предпосылок, при травмах и заболеваниях сустава, связанных с образованием избыточного количества синовиальной жидкости, происходит постепенное растяжение задней капсулы сустава и формирование грыже подобное образование в подколенной области, формируется киста Беккера.

Появление кисты обусловлено особенностями строения коленного сустава, клапанный механизм, вызванный синовиальной складкой, закрывающей соустье между полостью сустава и кистой, препятствует обратному току жидкости. В результате, формируется полость в подколенной области, соединенная с задним отделом сустава узким перешейком между медальной порцией икроножной мышцы и сухожилием полуперепончатой мышцы, и «клапаном» из синовиальной складки. Подобные изменения, в большей или меньшей степени выраженности, встречается почти у половины населения.

Достаточно часто киста протекает бессимптомно и обнаруживается только при УЗИ, или МРТ исследовании. При увеличении размеров, кисту можно прощупать в подколенной ямке или заметить при разгибании ноги, при сгибании ее обнаружить сложнее. В некоторых случаях подколенная киста с увеличением в размерах вызывает дискомфорт, ограничение полного сгибания, может вызывать сдавление нервных структур и кровеносные сосудов, расположенные в этой зоне, возможен самопроизвольный разрыв кисты.

Факторы риска:

• повреждение внутрисуставных структур (разрыв мениска, нестабильность сустава и др.);
  • повышенные нагрузки на сустав (при занятиях спортом, поднятии тяжестей, физическом труде);
  • заболевания синовиальной оболочки: артрит, синовит, хондроматоз и др.;
  • артроз коленного сустава

Симптомы кисты Беккера:

• припухлость в подколенной ямке отек, ощущение инородного тела;
  • дискомфорт при вставании или сгибании ноги в колене;
  • ограничение объема сгибания в суставе
  • возможно появление болезненности, онемения, жжение, в части конечности, расположенной ниже кисты.

Лечение

При консервативном лечении кисты Беккера используются противовоспалительные средства местного воздействия — мази, компрессы, физиотерапевтические процедуры, коррекция нагрузок, ношение наколенника. Однако эффект возможен лишь на начальном этапе заболевания. Также возможно выполнение пункции кисты Беккера под УЗИ контролем. В ходе процедуры образование прокалывается пункционной иглой, жидкость аспирируется, после чего в полость кисты вводится лекарственный препарат. Использование во время пункции кисты Беккера УЗИ навигации значительно повышает точность процедуры.

Однако консервативное лечение часто дает только временный эффект. Оно позволяет уменьшить симптомы кисты Беккера, облегчить состояние пациента. Но исключить в дальнейшем рецидив заболевания невозможно, поскольку причина патологии не устранена. При сохраняющихся патологических изменениях в суставе заболевание будет рецидивировать. Наиболее эффективным методом лечения кисты Бейкера является оперативное лечение. Возможно как открытое, так и артроскопическое выполнение вмешательства.

Оперативное лечение кисты Беккера в коленном суставе показано:

• при неэффективности консервативной терапии, в том числе аспирации кистозного содержимого;
  • размер кистозного мешка превышает 5 см;
  • симптомы кисты Беккера негативно отражаются на качестве жизни пациента.

Если киста Беккера является вторичным заболеванием, появившимся вследствие патологии сустава, то лечение основной проблемы позволит избежать рецидива. В нашей клинике операции на коленном суставе, в том числе, операции при кисте Беккера проводится методом артроскопии. Сущность операции заключается в визуализации и иссечении синовиальной складки, выполняющей функцию клапана, в заднем отделе сустава, в области устья кисты. При необходимости проводится иссечение оболочек киты, рассечение спаек. Все действия выполняются через несколько проколов размером около 1 см. Операция длится около 30-40 минут. Госпитализация на 1-2 дня. Ходьба с дополнительной опорой разрешается с первого дня.

Ограничение движений, болезненные проявления, изменение формы сустава и другие характерные для кисты Беккера симптомы препятствуют активной жизни пациента. При консервативной терапии состояние улучшается, но как правило ненадолго, спустя время развивается рецидив, поскольку причина кисты Беккера не устранена. Наиболее эффективным методом лечения, позволяющим добиться выздоровления без риска рецидива, является операция. В нашей клинике она проводится методом артроскопии. Все манипуляции проводятся через проколы, без травмы окружающих тканей. В этом случае нет необходимости в длительной госпитализации и на следующий день можно приступать к реабилитации. Оснащенность клиники современным диагностическим и хирургическим оборудованием, квалификация врачей, позволяет достоверно определить причину болезни и устранить заболевание максимально эффективным и малотравматичным методом.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения кисты Беккера в Швейцарской Университетской клинике

• Здесь работают хирурги и ортопеды высшей категории с многолетним опытом — лучшие специалисты в своей сфере.
  • Нашим пациентам доступны все необходимые методы диагностики, все обследования можно пройти быстро и в удобное время.
  • Операции проводятся через проколы, артроскопическим методом и на самом современном оборудовании.
  • Комплексное лечение патологии сустава, устранение эффекта «клапана» в устье кисты.
  • Госпитализация на 1 день
  • При необходимости к диагностике и лечению могут быть привлечены врачи других специализаций, в клинике прием ведется по более чем 15-и направлениям.

• Чем опасна киста

Помимо неудобств вызываемых кистой, при увеличении в размерах, возможен разрыв кисты с попаданием содержимого в ткани голени. Появляется отек, резкие боли, повышение температуры. Не исключено сдавление, расположенных в этой зоне вен, что приводит к развитию флебита, формированию тромба, который способен стать причиной тромбоэмболии — опасного осложнения. При сдавлении нервов и сосудов также возможно нарушение обменных процессов в тканях, развитие трофических нарушений.

• Диагностика

УЗИ и МРТ коленного сустава при кисте Беккера — наиболее информативные методы диагностики, позволяющие получить изображение сустава. Также для оценки состояния внутрисуставных структур проводится диагностическая артроскопия.

• Как проводится операция

Существуют различные методы хирургического лечения. Возможно открытое удаление киты, либо проведение артроскопического вмешательства, направленного на устранение клапанного механизма в области устья кисты, и иссечению синовиальных оболочек кисты. При наличии внутрисуставных повреждений, ставших причиной формирования кисты, в ходе артроскопии также происходит их устранение.