Нестабильность надколенника

Нестабильность надколенника — состояние, при котором происходит его смещение из естественного положения, либо повторяются вывихи надколенника. Надколенник – костная структура, располагающаяся между сухожилием четырёхглавой мышцы бедра и собственной связкой надколенника. В норме, при сгибании ноги, надколенник скользит по выемке между мыщелками бедренной кости, при разгибании он находится выше суставной щели. Если надколенник при сгибании ноги расположен неправильно, смещается от цента надколенниковой вырезки бедра, либо имеет тенденцию к вывиху, речь идет о его нестабильности. Чаще всего эта патология проявляется в подростковом возрасте и связана с определенными диспластическими нарушениями анатомии сустава.

В стабильном положении надколенник удерживается в правильном положении за счет конгруэнтности суставных поверхностей, а также мышцами и двумя связками, которые препятствуют смещению надколенника внутрь или наружу. При нарушении баланса происходит его избыточное смещение, либо вывих надколенника. Латеральная нестабильность надколенника диагностируется чаще, чем медиальная. При повторных эпизодах смещения, или вывихах надколенника, речь идет о хронической нестабильности, либо привычном вывихе надколенника.

Факторы риска:

• дисплазия надколенника, дисплазия мыщелков бедренной кости, нарушение оси конечности;
  • вывих надколенника в анамнезе;
  • травмы: падение, удар по колену, ротация ноги в колене;
  • слабость или разрыв мышц и связок коленного сустава;
  • х-образное искривление голени;

Симптомы:

• боль в проекции надколенника и по передней поверхности коленного сустава при нагрузках;
  • щелчки и хруст при сгибании или разгибании ноги;
  • чувство нестабильности в колене;
  • повторяющиеся вывихи надколенника;
  • визуально видимое смещение надколенника в сторону;
  • ограничение активности;

Лечение

При нормальной анатомии бедренно-надколенникового сочленения возможно консервативное лечение, рекомендованы специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, в первую очередь медиальной порции четырехглавой мышцы бедра, массаж. Для стабилизации надколенника используются бандажи, ортезы, тейпирование сустава. При неэффективности консервативной терапии, а также при наличии травмы, ставшей причиной нестабильности надколенника, лечение только хирургическое. Также операция показана при наличии патологических изменений в тканях: дисплазии, трещинах, краевом переломе надколенника и др.

Существуют десятки модификаций операций, предполагающих открытый доступ, целью которых является создание возможности удержать надколенник в правильном положении при движении. Также существуют артроскопические методики воздействия на капсулу сустава, удерживатели надколенника. В последнее время, наиболее эффективными методами лечения нестабильности надколенника являются операции, учитывающие патогенез нестабильности надколенника и устраняющие его причины.

В нашей клинике выполняются все современные методы хирургического лечения нестабильности надколенника, с учетом анатомических особенностей пациента. Предпочтение отдается малоинвазивным и анатомическим методикам операции. Чаще всего используются следующие методики:

• Артроскопический релиз — рассечение латеральной части разгибательного аппарата, удаление рубцовых тяжей, сформировавшихся после повреждения и пликация медиального отдела капсулы сустава по Ямамото, с целью восстановления анатомического положения надколенника и обеспечение его нормальной подвижности.
  • Пластика медиальной связки надколенника (MPFL) — малоинвазивная операция, заключающаяся в создании новой связки удерживающей надколенник от латерального смещения. В месте крепления связки к надколеннику устанавливаются фиксаторы и крепится сухожилие полусухожильной мышцы, в зоне внутреннего мыщелка бедренной кости сухожилие прикрепляется с использованием рассасывающегося винта.
  • Медиализация бугристости большеберцовой кости, трохлеопластика — показаны при выраженной дисплазии и нарушении оси конечности. При аномальном расположении бугристости большеберцовой кости кнаружи происходит подвывих надколенника, что приводит к перерастяжению и разрыву медиальной пателофеморальной связки. Транспозиция бугристости с одновременным восстановлением связки позволяет скорректировать «траекторию» движения надколенника.

Комментарий специалиста

Нестабильность надколенника негативно отражается на активности пациентов. Ношение ортеза дает лишь временный эффект, зачастую устранить патологию с помощью консервативной терапии невозможно. Однако сегодня существуют методы лечения, позволяющие навсегда избавиться от заболевания. Чтобы подобрать наиболее эффективную тактику лечения, следует пройти полноценное обследование, с помощью которого можно выяснить причины нестабильности надколенника. В нашей клинике диагностика проводится с помощью современных методов инструментального обследования. Большинство современных операций выполняются малоинвазивными методами и позволяют уже на следующий день активизировать пациента и приступить к реабилитации. Также, большое значение имеет правильная реабилитация, которая в нашей клинике проходит под контролем опытных реабилитологов. В результате человек возвращается к активному образу жизни: без боли, дискомфорта и других симптомов заболевания.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения нестабильности надколенника в Швейцарской Университетской клинике

• Оснащенность клиники современным оборудованием позволяет проводить операции любой сложности.
  • В штате — команда высококлассных профессионалов, каждый из специалистов лично провел сотни успешных операций.
  • Пациентам доступны все современные методы диагностики и лечения, после оперативного вмешательства каждому подбирается программа реабилитации индивидуально.
  • При необходимости в клинике существует возможность пройти лечение других заболеваний, в том числе хирургических; у нас прием ведут врачи более чем 15-и специализаций.

• Как проводится операция

Выбор методики хирургического вмешательства зависит от особенностей патологии и обсуждается на до госпитального этапа. Если хирургическое вмешательство проводится методом артроскопии, все манипуляции выполняются через 2-3 прокола в зоне коленного сустава. После осмотра зоны операции с целью уточнения характера и объема патологических изменений выполняется операция в соответствии с выбранной методикой. По окончании операции на коже в местах разрезов накладываются единичные швы, после чего рана прикрывается стерильной повязкой, нога фиксируется ортезной повязкой.

• Преимущества артроскопии

При проведении операции существует риск повреждения важных анатомических структур, расположенных в зоне вмешательства. Поскольку артроскопия выполняется через проколы, а артроскоп оснащен оптикой, позволяющей проводить все манипуляции под визуальным контролем, риск интраоперационных осложнений сведен к минимуму. Артроскопия — малоинвазивная методика, отсутствие обширного повреждения способствует тому, что срок госпитализации не превышает 2-х дней, возможна ранняя активизация после операции, восстановление проходит значительно быстрее, чем после проведения открытого хирургического вмешательства.

• Особенности реабилитации

Практически сразу после операции начинается активизация пациента. Однако больной нуждается в уменьшении нагрузки на прооперированную ногу в течение 3-4 недели. При необходимости проводится фиксация коленного сустава ортезной повязкой. Сгибание ноги в колене можно начинать на третьей неделе после операции и постепенно увеличивать угол сгибания. Спустя 4-6 недель добавляются активные упражнения для укрепления мышц бедра. Впрочем, для каждого пациента подбирается индивидуальная программа реабилитации, куда входит ЛФК, физиотерапия. К активной физической нагрузке, занятиям спортом можно вернуться в среднем через 3-6 месяцев.

• Чем опасна нестабильность надколенника

Нестабильность коленной чашечки может приводить к вывиху надколенника, у кого-то появляются яркие симптомы, кто-то отделывается лишь умеренным дискомфортом. Между тем, нестабильность и тем более повторные вывихи, становятся причиной, повреждения суставного хряща, либо краевых переломов надколенника, а также неизбежно ведут к развитию патело-феморального артроза. Помимо симптомов, негативно отражающихся на качестве жизни, вынуждающих пациента избегать физической активности, заболевание ускоряет разрушение суставной поверхности, провоцируют развитие гонартроза.