Параменисковая киста коленного сустава

Параменисковая киста коленного сустава — локальное полостное образование, заполненное синовиальной жидкостью, расположенное на периферии мениска в параартикулярных тканях. Причиной появления кисты является постоянная травматизация, связанная с повреждением мениска и нередко, наличие «клапанного» механизма, препятствующего опорожнению кисты. При усиленной нагрузке на сустав ткань мениска разрушается, внутри образовавшейся полости постепенно скапливается суставная жидкость, формируется параменисковая киста, способная достигать больших размеров, которая со временем становится визуально заметной. Как правило, после повышенной нагрузки киста увеличивается в размере и становится более болезненной. После прекращения нагрузок киста несколько уменьшается, однако полностью не исчезает.

Она может быть расположена вдоль периферической границы тела, переднего, или заднего рога медиального, либо латерального мениска. Часто параменисковая киста появляется при горизонтальном разрыве переднего рога латерального мениска, чаще чем в медиальном мениске, что связано с большей подвижностью латерального мениска.

Группа риска:

• занятия футболом, игровые виды спорта;
  • излишняя нагрузка на сустав при спортивных нагрузках, физической работе и др.;
  • хроническая травматизация;
  • воспалительные или дегенеративные заболевания суставов: артрозы, бурситы и др.;

Симптомы:

• боль по линии сустава;
  • усиление болезненности после физических нагрузок, занятий спортом;
  • наличие локальной припухлости;
  • прощупываемое образование, не исчезающее при разгибании колена;

Лечение

Устранить образовавшуюся кисту можно только с помощью оперативного вмешательства. Наиболее эффективным способом, позволяющим добиться полного выздоровления, является удаление параменисковой кисты хирургическим путем. Однако удалить ее недостаточно, необходимо устранить причину ее формирования, для этого в ходе операции после удаления кисты и ревизии сустава выполняется парциальная резекция поврежденных частей мениска, либо выполнение артроскопического шва мениска. При отсутствии адекватного лечения, как правило, развивается рецидив.

Операция при параменисковой кисте может быть проведена открытым методом, или с помощью артроскопии — малоинвазивной методики, позволяющей быстро и безопасно устранить все нарушения. В нашей клинике хирургическое лечение параменисковой кисты практически всегда выполняется с помощью артроскопии и сочетается со швом поврежденного участка мениска.

Боли и отечность коленного сустава, могут возникать при наличии многих видов патологии, в том числе, при формировании параменисковой кисты. Если в начале боль и локальная припухлость возникает изредка и только после повышенных нагрузок, то со временем, припухлость не исчезает даже в покое, а болевой синдром возникает при незначительных нагрузках. Однако существуют и другие патологии коленного сустава со схожими симптомами; чтобы дифференцировать заболевание, важно пройти качественное обследование. В нашей клинике пациентам доступны все эффективные методы диагностики (УЗИ, КТ, МРТ), позволяющие точно установить диагноз. Затем по результатам обследования будет подобрана тактика лечения — индивидуально для каждого пациента. При удалении параменисковой кисты мы используем малоинвазивную методику — артроскопию, позволяющую быстро и безопасно избавиться и от самой кисты, и от причин, приведших к ее формированию. В подавляющем большинстве случаев удаление кисты сочетается с выполнением внутрисуставного шва мениска. У нас также можно пройти курс послеоперационной реабилитации под контролем опытных реабилитологов. Чтобы получить более полную информацию о возможностях лечения именно в вашем случае, запишитесь на консультацию!

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения параменисковой кисты коленного сустава в Швейцарской Университетской клинике

• В SwissClinic принимают врачи высшей квалификации с многолетним опытом работы, каждый из которых ежегодно проводит несколько сотен операций в рамках своей специализации.
  • Используются современные виды малотравматичного оперативного лечения, позволяющие максимально сохранить мениски и поврежденные ткани.
  • При лечении ортопедических заболеваний в клинике используется современное высокотехнологичное оборудование и материалы, позволяющие пациентам быстро вернуться к активному образу жизни.
  • Собственная лаборатория, наличие диагностического отделения, операционные, оснащенные современным оборудованием, реабилитационный центр — у нас есть все для полноценного и комплексного лечения.
  • Мы принимаем пациентов из любых регионов, в распоряжении клиентов — комфортабельные палаты, оборудованные всем необходимым для комфортного пребывания.
  • При необходимости возможно лечение других сопутствующих заболеваний, в клинике ведут прием врачи более чем 15-и специализаций.
  • У нас также проводятся симультанные операции — устранение 2-5 патологий, требующих хирургического лечения, в ходе одной анестезии: удаление грыж, камней, опухолей и других заболеваний — возможны любые сочетания.

• Чем опасна параменисковая киста

По мере накопления суставной жидкости размер кисты увеличивается, происходит раздражение расположенных рядом тканей, что сопровождается болью. Сдавление нервных волокон и сосудов приводит к нарушению биомеханики и функции сустава. По достижении больших размеров существует вероятность разрыва параменисковой кисты.

• Как проводится операция

В ходе артроскопии все действия выполняются через 2-3 прокола на коже в проекции сустава, через которые вводится артроскоп и хирургический инструментарий. Первым этапом осматривается зона повреждения для уточнения диагноза. После ревизии под контролем артроскопа киста вскрывается, иссекаются ее стенки, после чего выполняется ушивание кисты. Для предупреждения рецидива в дальнейшем также проводятся лечебные манипуляции в зоне повреждения мениска, ушивание разрыва мениска. На заключительном этапе на места проколов на коже накладываются единичные швы, рана прикрывается стерильной повязкой, с первого дня начинается реабилитационный процесс.

• Как проходит реабилитация

Объем реабилитационных мероприятий зависит от размера кисты, вида операции, возраста пациента, сопутствующих повреждений сустава. При небольшой кисте и незначительном горизонтальном разрыве мениска особых ограничений не требуется. В случае резекции, или шва мениска при комбинированном разрыве и устранении кисты большого размера потребуется время для адаптации. Поэтому необходимо ограничивать нагрузку на поврежденный сустав на протяжении нескольких недель, что предполагает использование костылей. Для быстрейшего восстановления необходимо раннее реабилитационное лечение, возможно внутрисуставное введение препаратов гиалуроновой кислоты или обогащенной тромбоцитами плазмы. Курс реабилитации в нашей клинике подбирается индивидуально для каждого пациента опытными реабилитологами.