Пластика передней крестообразной связки коленного сустава

Пластика передней крестообразной связки

Пластика передней крестообразной связки (ПКС) — наиболее эффективный способ лечения при ее разрыве. Располагаясь внутри коленного сустава и соединяя суставные поверхности бедренной и большеберцовой костей, связка не дает голени смещаться вперед. Но неудачное приземление во время прыжка (на лыжах или с парашютом), удар по боковой стороне колена (при игре в футбол или во время борьбы) или по задней поверхности согнутой голени, даже бег с резким поворотом или торможением, когда происходит скручивание в суставе — подобные действия приводят к повреждению связки.

Симптомы

При повреждении передней крестообразной связки появляется резкая боль, возникает кровотечение в полость сустава — гемартроз, развивается отечность. Однако в некоторых случаях в момент травмирования резкая боль может отсутствовать, но позднее появляется чувство неустойчивости коленного сустава. Характерным признаком является симптом «выдвижного ящика» — чрезмерная подвижность голени в переднем направлении. Но при застарелом разрыве связок этот симптом может быть нечетким. Также этот признак отсутствует при частичном разрыве связки.

Восстановить целостность связки, вернуть сгибательную, двигательную и ротационную функцию травмированного коленного сустава можно с помощью пластики крестообразной связки.

Показания:

• неэффективность консервативной терапии;
  • полный разрыв связки в месте крепления или продольный свежий разрыв;
  • дегенеративно-дистрофические изменения;
  • застарелая травма;

Противопоказания:

• стойкая контрактура сустава;
  • инфекции и воспалительные поражения кожи в зоне операции;
  • тяжелые сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации;
  • выраженная сосудистая патология на поврежденной ноге.

Лечение

Консервативное лечение показано при частичном разрыве связки. Непосредственно после травмирования усилия должны быть направлены на ликвидацию отека сустава и снятие боли. Пациенту назначаются противовоспалительные и обезболивающие препараты, холод на пораженную конечность и иммобилизацию. При развитии гемартроза показано удаление крови. По окончании острого периода рекомендована лечебная физкультура и физиотерапия.

Хирургическое лечение

«Золотой» стандарт лечения при повреждении передней крестообразной связки коленного сустава — пластика. Суть операции заключается в восстановлении разорванных волокон с помощью собственных тканей (аутотрансплантация) или с использованием искусственных тканей. В качестве аутотрансплантата могут использоваться сухожилия подколенных мышц или прямой мышцы бедра — по специальной технике формируется аутотрансплантат ПКС с использованием специальной плетеной нити. Восстановить целостность связки можно с помощью открытой операции или эндоскопическим методом — с использованием артроскопа.

В нашей клинике предпочтение всегда отдается артроскопической пластике ПКС — малотравматичной операции, в ходе которой реконструкция осуществляется через два небольших разреза. Все манипуляции выполняются под визуальным контролем, поскольку артроскоп оснащен миниатюрной видеокамерой, и получаемое изображение передается на монитор под большим увеличением. Благодаря наличию миниатюрного оборудования все действия хирурга выполняются с высокой точностью, поэтому риск интраоперационных осложнений исключен.

Как проводится пластика ПКС коленного сустава — этапы реконструкции

1. Выполняется диагностическая артроскопия сустава, уточняется характер поражения связок, исключаются или подтверждаются сопутствующие повреждения мениска и др.
  2. При реконструкции выполняется замещение поврежденной связки аутотрансплантатом. Для этого удаляются остатки поврежденной связки с последующей заменой подготовленным трансплантатом;
  3. В соответствие с размером аутотрансплантата в бедренной и большеберцовой костях формируются каналы, в которые заводится и натягивается аутотрансплантат. Крепление осуществляется с помощью металлического или биологического фиксатора, биокомпозитного винта или другим способом. Небольшие по размеру разрезы ушиваются. Через несколько месяцев фрагмент врастает в кость.

Операция — пластика ПКС — проводится под анестезией, благодаря малотравматичности в ходе вмешательства отсутствует масштабное повреждение мягких тканей, сосудов и нервных структур. После операции образование рубцов исключено. Длительность пребывания в стационаре около трех дней, по окончании госпитализации к лечению подключаются опытные реабилитологи.

Падение, неудачный прыжок, удар по колену, резкое скручивание привели к разрыву передней крестообразной связки? Артроскопическая пластика — наиболее эффективный метод восстановления ее целостности. В нашей клинике операция проводится с применением современных технологий, благодаря которым обеспечивается быстрое восстановление связки и возвращение двигательной активности сустава. В клинике также проводится реабилитация после пластики ПКС коленного сустава. Лечебная физкультура, физиотерапия, современные препараты — у нас есть все, чтобы добиться быстрейшего выздоровления.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения в Швейцарской университетской клинике

• Оснащенность нашего Центра новейшим оборудованием экспертного класса позволяет проводить операции любого типа сложности.
  • Наши пациенты могут рассчитывать на комплексное обслуживание — от первичной консультации до реабилитации после оперативного лечения.
  • В клинике имеется собственное реанимационное отделение и палаты интенсивной терапии, после операции больной находится под круглосуточным наблюдением опытного медперсонала.
  • У нас также проводятся симультанные операции: избавление от 5-6 заболеваний, требующих хирургического лечения, в ходе одной анестезии. Любые виды пластики и лечебной хирургии (удаление грыж, опухолей, заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.) — у нас возможны любые комбинации.
  • В удобных палатах для пациентов, рассчитанных на 1-2 человек, есть все необходимое для комфортного пребывания, также возможен индивидуальный пост опытного медперсонала.

Часто встречающиеся вопросы

• Всегда ли проводится операция при разрыве крестообразной связки?

Консервативное лечение возможно при частичном разрыве связки, а также в тех случаях, когда имеются абсолютные противопоказания к операции. В такой ситуации усилия направлены устранение боли и отека, обездвиживание сустава. Рекомендовано ношение бандажа или ортеза, улучшающих стабильность сустава, однако эти приспособления не всегда смогут защитить сустав в полной мере. Высок риск травмирования во время резких движений, внезапных остановок и прыжков. Поэтому при выраженной нестабильности сустава пациентам, ведущим активный образ жизни, рекомендовано оперативное лечение. Операция на передней крестообразной связке также назначается при полном разрыве.

• Как проходит реабилитация после пластики ПКС коленного сустава

Фиксирующая повязка снимается спустя несколько недель, ее заменяют на ортез. Для лучшего восстановления пациентам рекомендован курс лечебной физкультуры, массаж, физиолечение. В течение месяца-полтора тонус мышц и подвижность сустава приходят в норму. В дальнейшем усилия направлены на расширение двигательных способностей. Через полгода после операции восстанавливаются, как правило, все функции.

• Когда можно заниматься спортом?

В период реабилитация после пластики крестообразной связки следует соблюдать осторожность, поэтому комплекс упражнений согласовывается со специалистом. Бег, прыжки, танцы, движения с ротацией колена, приседания — подобная физическая активность пока под запретом. Полное восстановление происходит не раньше, чем через полгода после операции. Возвращение к спорту возможно после окончания восстановительного периода, но в том случае, если при физической нагрузке нет боли или отеков.