Повреждение мениска коленного сустава

Повреждение мениска — травма коленного сустава, при которой нарушается целостность хрящевой прокладки, расположенной внутри сустава. Эта патология относится к наиболее распространенным в ортопедии, занимая первое место среди травм.

Основной функцией мениска является амортизация при движении, уменьшение трения суставных поверхностей, защита сустава от чрезмерной подвижности. Самой распространенной причиной повреждения мениска коленного сустава является поворот согнутой или полусогнутой ноги в момент нагрузки — при катании на коньках или лыжах, при игре в футбол и т.д. Внутренний мениск травмируется при ротации голени наружу, травма наружного мениска происходит в момент поворота голени внутрь. Внутренний мениск вследствие анатомической особенности менее подвижен, поэтому его травмирование происходит в чаще. Также повреждение мениска возможно при падении на выпрямленные ноги (например, при прыжках), или вследствие удара по суставу (например, при падении на ребро ступеньки).

Показания:

• интенсивная боль в колене;
  • болезненные щелчки или дискомфорт;
  • ограничение движений в суставе, невозможность полного разгибания, блокировка;
  • отечность в зоне сустава;
  • наличие в полости сустава жидкости или кровоизлияние;
  • синовит — воспаление;

Противопоказания:

• спортсмены;
  • люди до 45 лет, занимающиеся физическим трудом;
  • пациенты с врожденной слабостью связочного аппарата и мышц;
  • наличие дегенеративных изменений при заболеваниях, повторных травмах, интоксикации.

Виды повреждений

Существует несколько разновидностей повреждения мениска: полный/неполный разрыв, поперечный/продольный, раздробленный или лоскутообразный, со смещением и т.п. Также травма может быть в месте крепления мениска, разрыв его внутренней части или перикапсулярной зоны, возможно сочетание различных видов повреждений. Кроме того, не исключено патологическое изменение мениска в результате дегенеративных процессов или нелеченой травмы, существующей в течение длительного времени. Возможно также кистозное перерождение мениска.

Определить вид, место и степень повреждения мениска можно только с помощью обследования, поскольку в некоторых случаях характерные симптомы могут отсутствовать. Также при наличии характерных признаков причина их появления может заключаться в другой патологии (например, разрыв передней крестообразной связки, болезни Кенига или Гоффа, рефлекторная контрактура и др.). Рентгенография при повреждении мениска нецелесообразна, эффективными являются ультразвуковое исследование, томография и артроскопия — в этом случае в ходе диагностики возможно устранение некоторых обнаруженных нарушений.

Лечение

В остром периоде пациент нуждается в полном покое, иммобилизация и исключение нагрузки на пострадавшую конечность рекомендованы на 1-3 недели. При блокировке сустава под местным обезболиванием выполняется разблокировка. При наличии выпота (жидкости) или крови (гемартроз) для их удаления проводится пункция. Также показана лечебная физкультура, массаж, физиолечение, прием хондропротекторов — препаратов, восстанавливающих структуру хрящевой ткани. Однако консервативное лечение при повреждении мениска не всегда эффективно, в таком случае необходима операция. Показанием для ее проведения является:

• невозможность устранения блокады сустава;
  • сохранение болевого синдрома;
  • повторные блокады и ограничение движения сустава при хроническом течении заболевания;
  • разрыв или раздавливание мениска и др.

Хирургическое лечение

Операция на коленном суставе при повреждении мениска может быть проведена различными способами. Выбор методики зависит от типа повреждения, наличия осложнений, а также возраста пациента и имеющихся сопутствующих заболеваний.

• Менискэктомия — операция при повреждении мениска, заключающаяся в его удалении. Полная менискэктомия показана при разрушении хрящевой ткани в результате дегенеративного процесса, при отрыве части мениска или при наличии осложнений. Такая операция проводится крайне редко.
  • Резекция мениска — удаление поврежденного фрагмента. Операция проводится методом артроскопии через два небольших прокола.
  • Сшивание — методика рекомендована при свежей травме, при повреждении мениска в красной зоне (участок, пронизанный кровеносными сосудами), у пациентов молодого возраста. При проведении операции поврежденный мениск сшивается внутри сустава с помощью артроскопа.
  • Скрепление мениска с помощью особых фиксаторов — относительно новая малотравматичная методика, при которой нет необходимости в использовании артроскопа, нет надобности также выполнять разрезы с целью доступа к суставу.

В нашей клинике предпочтение всегда отдается методикам, с помощью которых удается сохранить мениск, поскольку после его удаления суставные поверхности быстро изнашиваются, что приводит к остеоартрозу. «Золотым» стандартом является артроскопическая операция — малоинвазивное вмешательство, в ходе которого травмирование тканей сустава минимально. При этом риск развития осложнений в ходе операции исключен, поскольку все манипуляции выполняются под визуальным контролем.

Повреждение мениска коленного сустава относится к наиболее распространенным травмам. Однако ощущения, возникающие при этом, могут отличаться по своей интенсивности: от щелчков и дискомфорта до резкой боли и блокады сустава. Определить вид и степень нарушения можно только при обследовании. При отсутствии лечения болезненные проявления могут уменьшиться, что означает переход в хроническую форму. В этом случае любое неосторожное движение в дальнейшем приведет к обострению. Поэтому при появлении любых симптомов, связанных с суставом, обращайтесь к врачу. В нашей клинике существуют все возможности для быстрого определения характера нарушений. Диагностика займет минимум времени, на основании результатов обследования будет назначено лечение — без излишнего промедления. Предпочтение всегда отдается малотравматичным методикам, позволяющим быстро и безболезненно устранить очаг патологии.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения в Швейцарской университетской клинике

• Оснащенность клиники современным диагностическим оборудованием, наличие собственной лаборатории, где проводятся обследования по более чем 5000 параметрам, позволяет быстро и с высокой точностью диагностировать любое заболевание.
  • Наличие новейшего оборудования дает возможность проводить операции любого уровня сложности.
  • В случае необходимости к лечению пациента привлекаются специалисты другого профиля: эндокринологи, кардиологи, ревматологи, онкологи и др.; в нашем Центре работают врачи более чем 15-и специализаций.
  • В штате клиники — только опытные специалисты высшей категории, операции при повреждении мениска выполняет врач с более чем 20-летним стажем.
  • Мы имеем собственное реанимационное отделение, оснащенное современным оборудованием, а также палаты интенсивной терапии, Каждый пациент после операции находится под контролем опытного медперсонала.
  • Клиника одной из первых в стране начала проводить симультанные операции, при которых можно устранить 5-6 патологий, требующих оперативного лечения, в ходе одной анестезии. Таким образом, вместо проведения нескольких хирургических вмешательств с обязательным временным промежутком между ними для восстановления пациент проводит в клинике 2-3 дня, период реабилитации даже после пяти операций занимает около двух недель.
  • В клинике выполняются пластические операции, у нас возможно любое сочетание лечебной и пластической хирургии.

Часто встречающиеся вопросы

• Первая помощь при повреждении мениска

Первое, что важно предпринять при травме — это обездвижить коленный сустав — в том положении, в котором произошла блокировка. Не следует пытаться самостоятельно устранить блокаду, это должен сделать специалист. Для уменьшения отечности сустава можно использовать лед. К тому же холод снижает чувствительность кожи, уменьшая болезненные ощущения. Важно понимать, что снижение боли и отека не означает излечение, речь идет о переходе болезни в хроническую форму, и при неловком движении произойдет повторная блокада. Но лечение в этом случае будет более длительным.

• Особенности реабилитации после артроскопической операции

В первое время рекомендовано снижение нагрузки на поврежденный сустав, ее постепенное увеличение возможно через 5-6 дней после проведенной операции. Однако на вторые сутки можно приступать к лечебной физкультуре, упражнения подбираются специалистом. В первые 2-3 недели следует отказаться от посещения саун, исключить возможность переохлаждений. Пациенты, профессиональная деятельность которых не связана с физическими нагрузками, возвращаются к работе через 2 недели. Активные занятия спортом можно начинать не ранее, чем через 2 месяца после лечения.

• Необходимы ли регулярные осмотры после операции на мениске?

При любой травме коленного сустава существует возможность посттравматических изменений. Также не исключена вероятность появления дегенеративных изменений в суставе. Поэтому периодические осмотры помогут своевременно обнаружить возможные изменения.