Разрыв корня мениска

Разрыв корня мениска — одно из достаточно распространенных повреждений менисков коленного сустава, которое часто пропускается на этапе диагностики и к сожалению ведет к быстрому развитию явлений артроза, миграции и невосстановимому повреждению мениска, вследствие потери амортизирующей и стабилизирующей функции мениска. Преимущественно эта травма происходит у пациентов старшей возрастной группы. У молодых пациентов подобная травма может сопровождать разрыв крестообразных связок. Наши мениски имеют «С» образную форму и отрыв одной из точек фиксации является критичным в плане нарушения биомеханики. Чаще происходит отрыв заднего рога медиального мениска, поскольку он менее подвижен и более плотно фиксирован к глубокой капсулярной связке и межмыщелковому возвышению. Причиной повреждения корня мениска чаще всего является травма, в том числе ротационная или сгибательно-ротационная. У пациентов пожилого возраста к отрыву корня мениска может привести незначительная травма, обычное неловкое движение, резкий шаг, приседание или поворот.

Как правило, травма сопровождается резкой болью по задней поверхности коленного сустава, выраженными болями при ходьбе, иногда отечностью в области сустава. На рентгенограммах никакой значимой патологии обычно не выявляется. Основным методом диагностики, помимо клинического осмотра, является МРТ диагностика, при условии, что специалист знает о этой патологии и умеет выявить её на соответствующих проекциях.

Факторы риска:

• неловкое движение или нагрузка вызывающая боль в коленном суставе.
  • резкий поворот ноги, скручивание, внезапная остановка движения, приседания, длительное пребывание на коленях и др.
  • дегенеративные процессы в хрящевой ткани сустава, явления гонартроза;
  • нагрузка на суставы при избыточной массе тела;

Симптомы:

• резкая боль в колене, или подколенной области при небольшой травме
  • боли при ходьбе
  • отек в области сустава;
  • болезненность при пальпации;
  • ограничение движений в суставе;
  • наличие гемартроза или выпота;
  • появление щелчков при сгибании/разгибании сустава.

Определить характер и степень повреждений при разрыве корня мениска самостоятельно невозможно, необходимо полноценное обследование. В нашей клинике пациентам доступны все необходимые методы клинического и инструментального обследования. Одной из особенностей данной патологии является необходимость выявления разрыва и проведение лечения в течение первых 3-4 недель после травмы, так как в более поздние сроки эффективность лечения значительно снижается. Как правило, диагноз ставится клинически и по данным МРТ. При необходимости может быть проведена диагностическая артроскопия — наиболее результативный метод обследования, в ходе которого удается осмотреть полость сустава изнутри и при подтверждении диагноза выполнение шва корня мениска. Тактика лечения подбирается индивидуально, на основе полученных результатов диагностики.

Лечение

При выборе метода лечения в первую очередь учитывается время, прошедшее с момента получения травмы и степень повреждений, а также возраст пациента и его физическая активность. При частичных разрывах возможно консервативное лечение, куда входит симптоматическая терапия, направленная на облегчение состояния, пункция сустава для уменьшения болевого синдрома, устранения жидкости и создания благоприятных условий для восстановления поврежденных тканей. Для лучшего заживления рекомендована разгрузка сустава, ходьба с костылями, возможно иммобилизация сустава. Может применяться PRP терапия и другая терапия, направленная на стимуляцию регенерации. Однако большей частью и особенно при полном отрыве корня мениска наиболее эффективный способ лечения — хирургический. Причем, наиболее эффективным является выполнение операции в раннем периоде после травмы.

Целью оперативного лечения при отрыве корня мениска коленного сустава является восстановление точки фиксации мениска, восстановление амортизирующей функции мениска, уменьшение травматизации хрящевой ткани. Это необходимо для профилактики быстрого прогрессирования артроза вызванного перегрузкой хрящевой ткани и нарушением биомеханики сустава. В зависимости от характера травмы возможно:

• артроскопическая рефиксация корня мениска — процедура состоит из нескольких этапов: освежение зоны разрыва, прошивание корня мениска, формирование костного канала в проекции фиксации корня мениска, рефиксация корня мениска с использованием шовного материала или различных фиксаторов;
  • в случае застарелого повреждения мениска, частичной дислокации мениска, возможна фиксация корня мениска с некоторым смещением;
  • парциальная резекция — удаление нестабильных поврежденных фрагментов или участков мениска, измененных вследствие дегенеративных процессов. Объем резекции — ключевой момент процедуры: желательно удалить минимальное количество тканей — насколько это возможно, в противном случае увеличивается вероятность развития посттравматического артроза.

В нашей клинике для большей эффективности операции возможно сочетание различных методик. Но независимо от методики, все операции проводятся методом артроскопии: все манипуляции выполняются через несколько проколов на коже с помощью артроскопа. Основными преимуществами атроскопической операции являются: минимальная травматизация, снижение риска интраоперационных осложнений, короткий период госпитализации и быстрое восстановление.

Комментарий специалиста

Боль в колене, отечность, усиление болей при ходьбе и определенных движениях — эти и другие симптомы могут появиться как при повреждении мениска, так и при отрыве корня мениска. Однако самостоятельно определить характер и степень травмы невозможно. К сожалению, даже врачи травматологи общей практики нередко пропускают данные повреждения. Консультация специалиста по лечению суставной патологии и современные методы диагностики позволяют достаточно четко определить место разрыва мениска, а также исключить или выявить наличие сопутствующий повреждений и дегенеративных изменений суставных структур. Поэтому при появлении даже незначительных на ваш взгляд симптомов запишитесь на консультацию. Обследование можно пройти в удобное время, после чего будет установлен диагноз и подобрана тактика лечения — на основе результатов диагностики. Разрыв корня мениска – это отдельная, отличная от других типов повреждения мениска патология, требующая принципиально другого лечения. Квалификация и оснащение врачей нашей клиники позволяют проводить данное лечение на самом современном уровне, выполнять сложные артроскопические реконструктивные операции. Своевременно проведенная операция, в большинстве случаев, позволяет сохранить мениск и провести профилактику быстрого развития посттравматического артроза.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Почему разрыв корня мениска лучше лечить в Швейцарской Университетской клинике

• В штате SwissClinic — только опытные специалисты высшей квалификации, за плечами которых не менее сотни успешных операций.
  • Постоянный обмен опытом, повышение квалификации, использование самых современных подходов в лечении суставной патологии.
  • Для каждого пациента тактика лечения подбирается индивидуально, учитывая характер повреждений и результаты обследования; все необходимые обследования можно пройти в нашей клинике.
  • Наши операционные оснащены инновационным оборудованием, что позволяет проводить операции любой сложности.
  • При отрыве корня мениска коленного сустава лечение проводится в стационаре, с госпитализацией на 2 дня. В распоряжении пациентов одно-, двухместные палаты, оборудованные всем необходимым для комфортного пребывания в клинике.

• Как проводится операция

При проведении артроскопии все действия выполняются через небольшие, не более 5-7 мм, проколы на коже в зоне колена. В один из портов вводится артроскоп, позволяющий осмотреть зону операции изнутри; изображение транслируется на монитор. Через второй прокол вводятся хирургические инструменты, с помощью которых удаляются или прошиваются поврежденные части мениска. В случае отрыва корня мениска, формируются костный канал, в проекции крепления корня мениска, через который проводится фиксация мениска к костной ткани, в зоне разрыва. Возможно применение специальных лент и артроскопических фиксаторов. На заключительном этапе операции полость сустава промывается, проверяется надежность фиксации и объем движений, раны ушивается.

• Каков прогноз после лечения

Огромное значение при прогнозе уделяется давности травмы, степени дислокации мениска, выраженности артрозных изменений сустава. К сожалению, подобные травмы нередко происходят на фоне имеющихся дегенеративных изменений, нарушения трофики сустава, поэтому гарантировать полное сращение мениска и восстановление функции сустава не всегда возможно. Но однозначно, что при своевременной выполненной диагностике и проведении качественного и своевременного лечения – прогноз намного более благоприятен. В большинстве случаев удается сохранить и восстановить поврежденный мениск, вернутся к движениям без боли. У части пациентов в отдаленные сроки существует вероятность развития артроза, особенно после менискэктомии. Не леченные травмы и особенно разрыв корня мениска ведут к утрате функции амортизации, перегрузке сустава, быстрому и окончательному повреждению внутрисуставного хряща, что становится причиной деформирующего остеоартроза, который снижает качество жизни и может привести к потере трудоспособности. В этом случае, единственным решением проблемы становится эндопротезирование коленного сустава.