Разрыв сухожилий ротаторной манжеты плечевого сустава

Разрыв сухожилий ротаторной манжеты плеча (также называемой вращательной) — одна из распространенных травм плеча, приводящая к болевому синдрому, нарушению функции и ограничению подвижности плечевого сустава. При разрыве ротаторной манжеты плечевого сустава одно или несколько сухожилий утрачивают связь с головкой плеча: частично или полностью. При частичном разрыве вращательной манжеты плеча сухожилия не отрываются окончательно, при полнослойном — сухожилие уже не крепится к кости.

Среди возможных причин заболевания: изменения, связанные с особенностью тканей (дегенеративные изменения при старении организма), нарушение кровообращения в этой зоне, остеофиты, сдавливающие сухожилия, которые со временем могут истончаться и разрываться.

Выделяют повреждения связанные с острой травмой (падения, спортивные травмы, поднятия тяжестей, ДТП) и дегенеративные повреждения (без видимой травмы, либо при минимальной травме, неловком движении). Нередко небольшие травмы "накапливаются" и со временем приводят к значительным повреждениям сухожилий ротаторной манжеты.

К сожалению, нередкий сценарий при данной патологии - обращение в травматологический пункт, либо поликлинику, с жалобами на боли в области плеча, выполнение рентгенографии (без патологии, либо умеренный артроз), и далее длительное консервативное лечение, без положительного эффекта.

Нужна консультация специалиста и МРТ плеча ! Чем дольше существует не диагностированная патология, тем больше вероятность развития мышечной атрофии, перехода разрывов в массивные, плохо восстановимые повреждения.

Группа риска:

• люди старшего возраста;
  • подъем тяжестей, работа, сопровождающаяся поднятием рук над головой и движениями большой амплитуды, (плотники, маляры и др.);
  • спортсмены (теннисисты, бейсболисты, тяжелоатлеты и др.), с высоким риском падений;

Симптомы:

• боли в плече, чаще появляющиеся в покое или ночью, а также при поднятии или опускании руки;
  • невозможность поднять руку;
  • невозможность полного отведения или ротации плеча;
  • щелкающие звуки, хруст в суставе при движении.

Лечение

Цель лечения при разрыве ротаторной манжеты плеча — восстановление точки фиксации поврежденных сухожилий и восстановление функционального баланса плеча. Это приводит к восстановлению нарушенных функций, а также устранению симптомов, прежде всего болезненных ощущений. Показанием к операции является клинически и МРТ подтвержденный диагноз полнослойного разрыва одного, либо нескольких сухожилий ротаторной манжеты плеча, либо отсутствие эффекта от консервативной терапии при не полнослойном разрыве сухожилий.

В настоящее время, "золотым стандартом" является артроскопический шов сухожилий ротаторной манжеты плеча. Существуют различные методики лечения разрыва вращательной манжеты плеча, среди них чаще всего используются:

• Однорядный шов — методика состоит в создании медиального шва поврежденных сухожилий с фиксацией к плечевой кости с использованием специальных якорей.
  • Двухрядный шов — использование двух рядов несвязанных фиксаторов, что обеспечивает увеличение площади контакта сухожилий с плечевой костью, увеличивает прочность фиксации и создает оптимальное взаимоотношение между манжетой, сухожилием и костью.
  • Пластика верхней суставной капсулы, использование трансплантантов — методики применяются при лечении застарелых, массивных не восстановимых разрывов сухожилий ротаторной манжеты плеча, со значительной ретракцией сухожилий и выраженной мышечной атрофией.
  • Установка баллона в субакромиальное пространство - дополнительный метод при лечении патологии ротаторной манжеты плеча
  • Сухожильные трансферы - пересадка сохранных мышц на место крепления поврежденных сухожилий
  • Эндопротезирование плечевого сустава, реверсивный протез - вариант решения проблемы при тяжелом, застарелом, не восстановимом разрыве сухожилий ротаторной манжеты плеча.

В нашей клинике метод лечения подбирается только индивидуально, после консультации хирурга и полноценного обследования, с учетом характера разрыва, физической активности пациента, сопутствующих патологий и др. В многих ситуациях единственно возможным методом является операция. Мы проводим весь спектр хирургических вмешательств с помощью артроскопии — малоинвазивной методики, позволяющей устранить патологию быстро, без риска повреждения важных структур в зоне операции.

Боль в плече, ограничение в движении, невозможность поднять руку — повод обратиться к ортопеду. Существующие сегодня методы лечения позволяют добиться быстрого выздоровления, без необходимости длительной госпитализации. Попытка самолечения, либо неправильное консервативное лечение, чревата не только потерей времени, но и значительным ухудшением состояния тканей, ретракцией сухожилй, атрофией мышц, что значительно усложняет операцию и ведет к ухудшению прогноза, снижению функции и трудоспособности. В нашей клинике операция при разрыве ротаторной манжеты плечевого сустава проводится с использованием артроскопической методики — через небольшие проколы, без дополнительного травмирования тканей, с хорошей визуализацией, что, в совокупности с современными методиками и фиксаторами, в большинстве случаев позволяет добиться полного выздоровления гораздо быстрее, чем при других методах лечения. Помните, при подобном повреждении отсутствие качественного лечения только усугубляет состояние. При своевременном обращении к врачу можно избежать осложнений и быстрее вернуться к активной жизни.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения в Швейцарской Университетской клинике

• Высокая квалификация хирургов
  • В нашей клинике при лечении заболеваний плечевого сустава используются только самые современные методы и фиксаторы, позволяющие добиться полного выздоровления в минимальные сроки.
  • Клиника оснащена новейшим оборудованием: как диагностическим, так и операционным, для проведения операций имеются две эндоскопические операционные, полноценная анестезиологическая служба, также мы располагаем реанимационным отделением.
  • В штате клиники — специалисты высшей категории с многолетним опытом работы, каждый из которых имеет не менее сотни проведенных хирургических вмешательств.
  • Успех лечения обеспечивается слаженной работой и опытом всего коллектива

• Как проводится артроскопическая операция?

Операция проводится под общей анестезией. В ходе артроскопии все действия выполняются через проколы, необходимые для введения оптики и инструментария. После визуализации травмированные участки сухожилий подшиваются к месту их анатомического крепления с помощью специальных фиксаторов. На заключительном этапе зона операции промывается, рана ушивается либо ее края соединяются пластырем. Рука фиксируется мягкой ортезной повязкой.

• Всегда ли операция неизбежна?

Мы практически всегда начинаем лечение с медикаментозной терапии, которое показано при частичном разрыве сухожилий, при дегенеративном или воспалительном процессе в тканях. В этом случае применяются противовоспалительные средства, уменьшающие отек и боль, возможно проведение блокады с использованием глюкокортикостероидов, препаратов гиалуроновой кислоты, либо PRP терапия. Также необходима иммобилизация сустава, ФТЛ, в дальнейшем важна постепенная реабилитация, направленная на укрепление мышц. Если проводимое лечение не эффективно на протяжение 1,5-2 месяцев - рекомендовано оперативное вмешательство.

• Что важно в послеоперационном периоде?

После проведенного вмешательства на поврежденное плечо накладывается специальный ортез для фиксации, чтобы предотвратить резкие и прерывистые движения, а также обеспечить определенное положение сустава. Фиксация применяется на протяжение 4-6 недель. В это время проводится необходимое лечение, под наблюдением лечащего врача. Активные упражнения начинаются спустя несколько недель — под руководством реабилитолога.