Разрыв связок плечевого сустава

Одна из часто встречающихся травм плечевого сустава — повреждение стабилизирующих структур плечевого сустава; разрыв связок, капсулы сустава, повреждение суставной губы, повреждение сухожилий ротаторной манжеты плеча. С широкой амплитудой движений, плечевой сустав обеспечивает стабильность и возможность движения рукой в разных плоскостях. Являясь наиболее подвижным в организме, сустав испытывает колоссальные нагрузки, но его динамическая стабильность поддерживается стабилизирующим и связочным аппаратом. Связки также участвуют в предотвращении смещения головки плечевой кости из суставной впадины лопатки. Однако под действием неблагоприятных факторов возможен их частичный, либо полный разрыв, что тут же отражается на состоянии сустава; движения рукой с поврежденными связками становятся либо ограниченными и болезненными, либо невозможными.

Различают частичный разрыв связок плечевого сустава (надрыв или растяжение) — когда поврежденными оказываются отдельные волокна, но связка сохраняет целостность, а костные структуры при этом не меняют своей позиции, и полный разрыв — при котором, помимо связок, повреждаются другие суставные структуры: хрящевая губа, капсула, сухожилия и может происходить смещение костных структур (подвывих, вывих). Также следует учитывать причину повреждения: разрыв может быть травматическим или патологическим — вследствие уже имеющихся дегенеративных изменений, либо заболевания.

Факторы риска:

• падение на вытянутую, или приведенную руку, удар, резкое вращение рукой, пере разгибание, и др.;
  • постоянные нагрузки на плечо, связанные с работой или спортом;
  • нарушение мышечного баланса;
  • аутоиммунные процессы или воспалительные заболевания;
  • дегенеративно-дистрофические изменения;

Симптомы:

• острая боль, усиливающаяся при поднятии руки, отведении в сторону, или вращении руки;
  • кровоподтек, или припухлость в области плеча;
  • подвижность плечевого сустава ограничена;
  • нестабильность сустава;
  • изменение формы поврежденного сустава, выстояние ключицы;

Разрыв связок плечевого сустава

При частичном разрыве связок практикуется консервативная терапия: назначаются препараты противовоспалительного действия, препараты, улучшающие кровоснабжение, хондропротекторы, применяется физиотерапия. Очень эффективным способом лечения, особенно в спортивной травматологии, является локальное введение плазмы обогащенной тромбоцитами (PRP терапия), в область повреждения связок и сухожилий. Как правило манипуляция проводится под УЗИ навигацией. На курс лечения требуется от 1 до 3 инъекций. На время лечения разрыва связок следует ограничить физическую активность, в некоторых случаях плечевой сустав следует зафиксировать ортезной повязкой, чтобы исключить травмирующие движения. В дальнейшем, для восстановления функциональности поврежденного сустава необходима реабилитация, лечебная физкультура.

При полном разрыве связок плечевого сустава, разрывах сухожилий ротаторной манжеты плеча, разрыве связок ключично-акромиального сочленения, подвывихе ключицы, повреждении суставной губы, рекомендовано оперативное лечение. Необходимость операции определяет врач после обследования, выполнения рентгенографии, УЗИ, КТ или МРТ обследования, по результатам которого подбирается тактика лечения. В нашей клинике подавляющее большинство операций при разрыве связок плечевого сустава проводится с помощью малоинвазивной методики —артроскопической хирургии. Использование современного артроскопического оборудования, оснащенного оптикой, позволяет визуально осмотреть зону операции, все манипуляции выполняются под визуальным контролем, поэтому риск интраоперационных осложнений практически исключен. Также огромный прогресс достигнут в результате использования современных якорных фиксаторов (большинство современных фиксаторов не металлические, биосовместимые, либо рассасывающиеся, имеют диаметр в несколько миллиметров, и способны обеспечить устойчивость к высоким нагрузкам).

Комментарий специалиста

Боль в плече при движении рукой, либо спортивных нагрузках, ограничение подвижности, либо избыточная подвижность, припухлость или деформация в области плечевого сустава, появившаяся после травмы — эти симптомы могут означать разрыв связок области плечевого сустава. Однако подобные признаки могут появляться при подвывихе, костных повреждениях, при повреждении акромиально-ключичного соединения и др. Распознать причину появившихся признаков, нередко, можно только с помощью полноценного обследования. В нашей клинике доступны любые методы диагностики — в удобное для пациентов время (рентгенографии, УЗИ, КТ, МРТ). На основе полученных результатов и клинических тестов, можно установить правильный диагноз, подобрать адекватное лечение: с учетом физической активности и особенностей течения заболевания конкретного пациента. От того, насколько быстро и правильно будет начато лечение, нередко зависит полнота восстановления. Попытка устранить симптомы самостоятельно или некачественное лечение в дальнейшем неизбежно отразится на функциональности сустава. В нашей клинике провести как консервативное, так и оперативное лечение, можно практически сразу после обследования и установления диагноза. Поэтому, если появились характерные для разрыва связок плечевого сустава признаки, обязательно запишитесь на консультацию к профильному специалисту. Своевременно проведенная диагностика и лечение позволит избежать многих осложнений.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения разрыва связок плечевого сустава в Швейцарской Университетской клинике

• Оснащенность клиники современным оборудованием позволяет проводить сложные ортопедические операции быстро и безопасно.
  • Благодаря используемым при лечении пациентов инновационным методикам возможно быстрое и полное восстановление.
  • Большинство операций проводятся артроскопическим методом, с госпитализацией на 1-2 дня.
  • Используются самые современные материалы и фиксаторы
  • В штате клиники специалисты высшей квалификации с многолетним опытом работы, каждый из травматологов ежегодно проводит более 300 операций.
  • В SwissClinic можно пройти лечение по поводу других заболеваний, в клинике принимают специалисты по 15 направлениям, у нас также проводятся симультанные операции: устранение 2-5 патологий, требующих оперативного лечения, в ходе одной анестезии.

• Как определить разрыв связок плечевого сустава

Существующие сегодня методы обследования позволяют быстро и точно распознать причину появления симптомов. При подозрении на разрыв связок плечевого сустава, помимо осмотра и клинических тестов, скорее всего будет назначено: рентгенологическое исследование, УЗИ, томография. При необходимости выполняется лечебно-диагностическая артроскопия — осмотр полости сустава изнутри с помощью специального оборудования и при подтверждении разрывов, выполнение реконструктивных манипуляций.

• Как проводится операция

Методика подбирается индивидуально, с учетом вида разрыва и степени имеющихся повреждений. На сегодня имеется достаточно большой арсенал возможностей: возможно сшивание разорванных волокон, фиксация сухожилий к костной ткани при помощи специальных якорных фиксаторов, укрепление связок с помощью специальный лент, либо путем пересадки сухожилий и т.д. Практически все подобные операции в нашей клинике проводятся артроскопически: все манипуляции выполняются через 2-3 прокола на коже в области плеча, через которые вводится артроскоп и хирургический инструментарий. После устранения разрывов, кожные раны ушивается с помощью 1-2 швов; в дальнейшем след от операции практически незаметен.

• Как восстановить функцию сустава после повреждения связок в плечевом суставе, или после оперативного лечения?

Реабилитация является очень важным фактором успешного лечения. Реабилитация нужна для возвращения суставу прежней подвижности, силы и координации мышц. После травмы, или операции, как правило требуется временная фиксация плеча, однако, к первичной лечебной физкультуре по 1 периоду и реабилитационным мероприятиям пациент приступает практически сразу после операции, постепенно увеличивая нагрузку на поврежденную руку, объем движений... В нашей клинике восстановительные процедуры проводятся под контролем оперирующих врачей, либо опытных реабилитологов. При разрыве связок плечевого сустава, основные реабилитационные мероприятия, для восстановления функциональности плеча, обычно проводятся после 4 недель.