Разрыв задней крестообразной связки коленного сустава

Разрыв задней крестообразной связки — одна из наиболее серьезных травм связочного аппарата коленного сустава. Прикрепляясь к внутреннему мыщелку бедренной кости и заднему межмыщелковому полю большеберцовой кости, задняя крестообразная связка препятствует смещению голени назад. Разрыв данной связки приводит к значительному нарушению стабильности и биомеханики коленного сустава. Задняя крестообразная связка повреждается реже чем передняя крестообразная связка и имеет свои особенности, с этим связаны нередкие ошибки в диагностике и лечении данной патологии.

Состоящая из структур, отличающихся прочностью, эта связка практически не способна к растяжению, поэтому, под действием значительных травмирующих факторов (при ДТП, ударе по передней поверхности коленного сустава, падении, чересчур резком движении ноги и др.) происходит частичный, либо полный разрыв задней крестообразной связки (ЗКС), что приводит к нестабильности сустава. У людей, ведущих спортивный образ жизни, риск разрыва задней крестообразной связки коленного сустава ниже, поскольку развитые мышцы способны уменьшить нагрузку на связки колена при неблагоприятной ситуации, но больше ситуаций, способных привести к данной травме, особенно при занятиях контактными видами спорта.

Факторы риска:

• профессиональные спортсмены и люди, занимающиеся спортом;
  • автомобилисты во время ДТП;
  • пациенты с дегенеративными и воспалительными заболеваниями суставов, предшествующими повреждениями;

Симптомы:

• хруст в момент травмы;
  • боль, изменение походки,
  • появление симптомов нестабильности сустава;
  • ограничение движений в колене;
  • гемартроз, отечность колена.

Лечение

Как при любой травме коленного сустава, начинать необходимо с полноценной диагностики, консультации специалиста, проведении МРТ коленного сустава. При частичном разрыве ЗКС возможна консервативная терапия, куда входит ношение специализированной ортезной повязки, исключающего смещение голени кзади. Помимо фиксации необходима разгрузка сустава, ходьба с костылями, с ограничением нагрузки на ногу, до 6-8 недель, удаление скопившейся в полости сустава крови (гемартроз) и купирование боли, также могут назначаться противовоспалительные препараты, физиотерапевтические процедуры. В целях реабилитации назначаются специальные упражнения, постепенно увеличивается амплитуда движений, возрастает нагрузка, немаловажна тренировка мышц, которые задействованы в стабилизации колена.

При неэффективности консервативного лечения, признаках полного разрыва ЗКС, повреждении нескольких структур коленного сустава, разрыв крестообразной связки лечится хирургическим путем. Также операция рекомендована при полном разрыве ЗКС, сочетанном разрыве передней и задней крестообразной связки, при травме других связок, менисков, при сопутствующих переломах. Существуют различные методы оперативного лечения. Мы используем все основные методы лечения, в первую очередь артроскопическую пластику задней крестообразной связки, при необходимости, с использованием дополнителььного армирования. При реконструкции может быть использован как синтетический трансплантат, так и собственные ткани организма (связки или сухожилия), либо их комбинации. Суть операции заключается в формировании костных каналов в местах анатомического крепления связки, формировании и проведении трансплантата, после чего трансплантат натягивается и крепится с помощью специальных фиксаторов в месте крепления естественной связки. Впоследствии трансплантат будет выполнять функцию поврежденной связки.

В нашей клинике выбор тактики лечения для каждого пациента проводится только индивидуально, с учетом ряда факторов: возраста, уровня физической активности, ожиданий пациента, данных полноценного обследования, сопутствующих травм и повреждений коленного сустава, проведения функциональных тестов. Операция проводится с помощью артроскопического оборудования, что позволяет провести хирургическое вмешательство максимально щадяще, эффективно и безопасно.

Комментарий специалиста

Задняя крестообразная связка один из основных стабилизаторов коленного сустава, утрата стабильности сустава неизбежно ведет к нарушению биомеханики, болям, повторяющимся подвывихам сустава, ограничением возможности спортивных нагрузок. Чтобы точно определить причину нарушений, при любой травме следует немедленно обратиться к врачу. Существующие сегодня методы обследования и лечения позволяют точно поставить диагноз, подобрать адекватное лечение и вернуть пациенту возможность вести активный образ жизни. В нашей клинике используются все современные методы лечения. При наличии полного разрыва ЗКС, необходимости операции предпочтение всегда отдается артроскопии — малоинвазивной методике, что означает безопасность и быстрое восстановление. Данная операция относится к одним из наиболее сложных реконструктивных операций на коленном суставе и требует учета многих факторов. Также необходимо адекватное восстановление в послеоперационном периоде, реабилитационное лечение. После лечения вы сможете двигаться и заниматься спортом, поскольку стабильность сустава будет восстановлена.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения в Швейцарской Университетской клинике

• Мы являемся высокотехнологической клиникой, использование в диагностике и лечении передовых технологий в течение многих лет является нашим приоритетом.
  • В штате SwissClinic — только опытные специалисты высшей квалификации, за плечами которых не менее сотни успешных операций.
  • В ходе лечения мы используем современное оборудование и расходные материалы, оснащенность клиники инновационной техникой позволяет проводить операции любой сложности.
  • В SwissClinic — слаженный коллектив, состоящий из специалистов разного профиля: ортопедов-травматологов, хирургов, анестезиологов, реабилитологов и др. Каждый их них имеет многолетний практический опыт в лечении пациентов.
  • В нашей клинике также проводятся операции по лечению хирургических заболеваний, мы специализируемся на симультанных вмешательствах: каждый пациент, обратившийся к нам, может избавиться от 2-5 патологий в ходе одной анестезии; возможно любое сочетание пластических, реконструктивных или хирургических операций.

• Диагностика — важная часть лечения

Разрыв ЗКС редко бывает изолированным. Одновременно могут быть повреждены другие связки, нередко травмируется мениск, кости. Поэтому при получении травмы, появлении характерных симптомов нужно качественное обследование, при котором, кроме определения тяжести разрыва, будут выявлены сопутствующие повреждения. Существуют различные тесты, с помощью которых можно заподозрить патологию. Для подтверждения диагноза пациенту назначается рентгенография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, при необходимости диагностическая артроскопия. Все диагностические процедуры можно пройти в нашей клинике в удобное время.

• Как проводится артроскопия

Во время операции при разрыве задней крестообразной связки первым этапом осматриваются внутренние структуры сустава. Затем под визуальным контролем проводятся необходимые манипуляции: удаление оторвавшихся фрагментов связки, обработка поврежденного суставного хряща, при повреждении менисков восстанавливается их целостность и др. Далее, при помощи направителей и канюлированных инструментов проводится формировании костных каналов в местах анатомического крепления связки, формировании и проведении трансплантата, после чего трансплантат натягивается и крепится с помощью специальных фиксаторов в месте крепления естественной связки. На заключительном этапе зона операции промывается, проверяется стабильность сустава, рана ушивается и закрывается стерильной повязкой. Проводится фиксация сустава.

• Как долго длится восстановление

После операции в течение 1-1,5 месяца рекомендовано использование специальной ортезной повязки и костылей при движении. Нагрузку на прооперированную конечность следует увеличивать постепенно, руководствуясь рекомендациями реабилитологов. Реабилитационный период занимает около 2-3 месяцев, во время которого пациент должен выполнять специально подобранные упражнения, способствующие улучшению функциональности сустава.