Удаление хондромного тела

Удаление хондромного тела — хирургическая операция, целью которой является устранение свободно располагающихся или фиксированных в синовиальной оболочке костно- хрящевых образований. Хондромное тело, также называемое «суставной мышью», на начальном этапе заболевания представляет собой небольшой хрящевой узелок, берущий начало из синовиальной оболочки, появившийся вследствие изменения ее структуры. Постепенно такое образование может превратиться в хрящевую, или костно-хрящевую ткань, фрагмент способен отсоединяться, его размеры варьируются от нескольких миллиметров до 4-5 см. Возможно ущемление свободного тела, вызывающее «блокаду» сустава, негативное воздействие на суставной хрящ, раздражение синовиальной оболочки, вызывающее синовит и тд. Болезнь может поражать разные суставы, чаще диагностируются хондромные тела в коленном суставе, а также в тазобедренном, плечевом, локтевом, реже — в голеностопном или лучезапястном суставе. Количество фрагментов может варьировать, от одиночных хондромных тел, до нескольких десятков, при тяжелом хондроматозе сустава.

Лечение

Консервативная терапия неэффективна, так как не устраняет механическую причину заболевания. Такое лечение может назначается лишь для уменьшения боли или отечности сустава. Единственная возможность удалить хондромное тело в суставе — операция. Ее объем зависит от формы и выраженности хондроматоза.

В настоящее время, большинство подобных операций может быть выполнено артроскопическим методом. Единичные свободно лежащие хондромные тела удаляют методом артроскопии, даже при их расположении в «неудобной» области сустава, или в кисте, возможно выполнение частичной синовэктомией — иссечение участков синовиальной оболочки, где расположены патологические очаги. При тяжелом течении хондроматоза, наличии множественных внутрисуставных фрагментов, может потребоваться проведение артротомии с тотальной синовэктомией. При запущенной патологии, тотальном поражении сустава с развитием деформирующий артроза, показано выполнение эндопротезирования сустава, или артродеза.

Показания и противопоказания:

• боль в суставе;
  • отек, припухлость сустава;
  • хруст и щелчки при движениях;
  • повторяющаяся блокада сустава (полная или частичная);
  • тугоподвижность, снижение диапазона движений в суставе;
  • деформация сустава;

• раны, гнойные поражения кожи в зоне сустава;
  • инфекция или обострение хронического заболевания;
  • тяжелые сопутствующие заболевания в стадии декомпенсации

Преимущества операции

• Быстрое избавление от болезненных симптомов;
  • Малотравматичность, хороший косметический и функциональный результат;
  • Возможность вернуть суставу подвижность;
  • Операция — единственная возможность предупредить развитие осложнений с потерей трудоспособности.

Боли в области сустава при нагрузке, щелчки и хруст в суставе при движениях и особенно, повторяющиеся «блокады» или «подклинивание» сустава – прямое показание к обращению к травматологу. Причиной может быть хондроматоз — наличие в суставе хондромных тел, удаление которых — единственная возможность избавиться от симптомов, ухудшающих качество жизни и предотвратить развитие артроза. В нашей клинике лечение подбирается индивидуально для каждого пациента. В подавляющем большинстве случаев мы используем артроскопию — малоинвазивную методику операции, в ходе которой все манипуляции выполняются через пару проколов в области сустава. Своевременно проведенная операция, как правило дает отличный косметический и функциональный результат. При тяжёлой форме заболевания, наличии множественных фрагментов объем операции может оказаться существенно больше. Поэтому при появлении любых нарушений в суставе важно немедленно обратиться к врачу.

Травматолог-ортопед Самиленко Игорь Григорьевич

Преимущества лечения в Швейцарской Университетской клинике

• Оснащенность клиники современным оборудованием позволяет проводить даже сложные операции малоинвазивно, быстро и безопасно.
  • В штате SwissClinic — опытные специалисты, каждый из которых в совершенстве владеет всеми современными методами лечения в рамках своей специализации, каждый практикующий врач ежегодно выполняет около 300 операций.
  • Наличие в клинике современного диагностического оборудования — возможность пройти комплексное обследование в кратчайшие сроки и в удобное время.
  • Для каждого больного лечебная тактика подбирается только индивидуально, пациенты могут рассчитывать на полный курс лечения: от диагностики до окончательного восстановления — под контролем высококлассных специалистов.

• Чем опасен хондроматоз

Количество хондромных тел может исчисляться десятками, но даже единственный фрагмент может стать причиной блокады сустава, повреждения суставного хряща, существенно ограничить возможность нормальной функции сустава. Со временем появляются явления артроза, развивается тугоподвижность, появляются контрактуры, мышцы атрофируются. При отсутствии лечения травмируются другие структуры сустава, быстро прогрессирует деформирующий остеоартроз, предполагающий более сложное, длительное и дорогостоящее лечение, вплоть до необходимости замены сустава.

• Как распознать внутрисуставное хондромное тело

Существуют различные методы диагностики, позволяющие обнаружить даже мелкие хондромные тела в суставе: рентген, УЗИ, КТ, МРТ сустава. Самым эффективным лечебно-диагностическим мероприятием, является артроскопия сустава, в ходе которой можно не только выявить количество и размер фрагментов и удалить их из полости сустава, но и получить дополнительную информацию о состоянии суставного хряща, выраженности и характере синовита, степени сужении суставной щели, состоянии синовиальной оболочки и др.

• Особенности послеоперационного периода

Сразу после перенесенной операции пациент приступает к реабилитационным мероприятиям. Поскольку нагрузка на прооперированную конечность должна увеличиваться постепенно, важно придерживаться врачебных рекомендаций. Поэтому в нашей клинике реабилитация проходит под контролем лечащего врача, или опытных реабилитологов. К услугам пациентов: занятия на тренажерах, массаж, ЛФК — все направлено на то, чтобы вернуть человеку способность двигаться без боли и ограничений. Для лучшего восстановления также могут быть назначены хондропротекторы, препараты гиалуроновой кислоты, PRP-терапия. Полное восстановление в большинстве случаев занимает около 3-6 недель.