Химиотерапия при онкологии

Химиотерапия — один из методов нехирургического лечения пациентов со злокачественными опухолями. Суть терапии заключается в использовании препаратов, оказывающих токсическое действие на раковые клетки. В результате деление клеток прекращается или замедляется, что приводит к уменьшению опухоли в размерах.

Принцип действия химиотерапии при раке

При попадании в организм лекарственные препараты (цитостатики) воздействуют на раковые клетки разными способами, тем самым разрушая опухоль. Существующие химиопрепараты отличаются по типу действия: повреждающие ДНК раковых клеток, что приводит к их запрограммированной гибели, нарушающие синтез новых молекул ДНК и РНК, блокирующие фермент, отвечающий за деление клетки и т.п.

Химиопрепарат может быть введен в организм разными способами. При системной химиотерапии лекарственное вещество вводится внутривенно, поступает в организм в виде таблеток или капсул. Сегодня также существует методика — гипертермическая интраперитонеальная химиотерапия — HIPEC, когда препарат действует на ограниченной площади, не влияя на здоровые ткани организма, при этом достигается больший эффект. В ходе процедуры в брюшную полость вводится нагретый и высококонцентрированный цитостатик. При сочетании температуры и химических свойств препарата биохимические процессы в раковой клетке нарушаются, изменяется ее структура, опухоль разрушается.

Для чего нужна химиотерапия

При онкологии химиотерапия может быть назначена в качестве основного метода лечения или как вспомогательная процедура. В зависимости от проведения терапии и ее целей существует:

• Неоадъювантная — назначается перед планируемой операцией для уменьшения опухоли в размерах; это дает возможность сократить объем вмешательства, при неоперабельной опухоли появляется возможность проведения оперативного лечения.
  • Адъювантная — проводится после удаления опухоли хирургическим путем, в результате раковые клетки, которые могли остаться в организме, уничтожаются, что предотвращает рецидив в дальнейшем.
  • Лечебная — показана для замедления распространения метастазов.
  • Паллиативная — рекомендована при невозможности проведения операции, уменьшение опухоли в размерах приводит к исчезновению симптомов и облегчению состояния пациента.

Преимущества химиотерапии в Швейцарской Университетской клинике

• Мы практикуем только индивидуальный подход: выбор препаратов, их сочетание, дозировка, схема лечения подбираются на основе вида опухоли, стадии болезни, сопутствующих заболеваний и т.д.
  • В выборе тактики лечения химиотерапией принимают участие врачи нескольких специализаций: кроме онколога и химиотерапевта, также могут подключаться гематологи, урологи, гинекологи и др.
  • Химиотерапия осуществляется на основе международных протоколов, разработанных для лечения каждого вида рака, что делает терапию более эффективной.
  • В клинике используются оригинальные препараты последнего поколения: более эффективные, но обладающие меньшей токсичностью на здоровые клетки.
  • Лечение начинается в сжатые сроки, у нас не существует такое понятие, как «очередь».
  • Для внутривенного курса химиотерапии используются специальные порт-системы, что исключает действие препаратов раздражающего характера на ткани в месте введения, а также минимизирует повреждение вен.
  • В клинике также используются другие методы лечения рака: таргетная химиотерапия, иммунотерапия, оперативное лечение.
  • Химиотерапия может проводиться в условиях дневного стационара, при необходимости длительного введения препарата пациентам предоставляются комфортные палаты в круглосуточном стационаре клиники. При проведении процедур состояние пациента постоянно контролируется опытным медперсоналом с помощью современного оборудования.

Какие заболевания лечатся с помощью химиотерапии в SwissClinic

В нашей клинике проводится лечение онкологических больных с разными видами рака, например, у нас лечатся пациенты, у которых диагностированы:

• Опухоли желудочно-кишечного тракта (рак пищевода, желудка, кишечника, печени и др.);
  • Рак молочной железы;
  • Онкоурологические и гинекологические заболевания (рак почки, надпочечников, простаты, мочевого пузыря, органов половой системы);
  • Злокачественные образования кожи;
  • Опухоли щитовидной железы и др.

Стоимость и длительность курса химиотерапии

Химиотерапия всегда проводится курсами, продолжительность одного может длиться от одного до нескольких дней. Затем следует перерыв, необходимый для восстановления организма. Количество курсов зависит от типа опухоли, общего состояния организма, применяемых препаратов и др. Поэтому стоимость химиотерапии определяется для конкретного пациента индивидуально.

Возможные осложнения и почему они развиваются

Химиотерапия воздействует не только на раковые, но и на здоровые клетки организма, нарушая процесс их деления. Особенно страдают клетки, которые в норме быстро делятся (пищеварительного тракта, кожи, волосяные фолликулы, кровь). Поэтому основные побочные эффекты связаны с этими системами. Пациент испытывает тошноту, слабость, возникает рвота, нарушение стула, выпадают волосы, портятся ногти. Из-за воздействия на клетки крови развивается анемия, присоединяются вторичные инфекции. При повреждении нервных структур появляются боли.

Для уменьшения побочных явлений в нашей клинике химиотерапия назначается по индивидуальной схеме и сочетается с препаратами поддерживающего действия: иммуностимуляторами, противорвотными, средствами для коррекции кислотно-щелочного баланса и др. Огромное внимание мы уделяем реабилитации, после которой человек мог бы быстрее вернуться к привычному образу жизни.

Операция и химиотерапия

Несмотря на все преимущества химиотерапии, более эффективным методом лечения рака является операция, позволяющая радикально устранить опухоль. Наша клиника специализируется на методах высокотехнологичной медицины. При лечении онкологических пациентов мы используем малотравматичные методики, обеспечивающие быстрое восстановление пациента. Более того, если это возможно, мы всегда стремимся провести органосохраняющую операцию.

В нашей клинике в Москве химиотерапия и оперативное лечение проводится пациентам независимо от того, в каком регионе они проживают. К нам обращаются пациенты, нуждающиеся в обследовании, и те, у которых онкологический диагноз уже подтвержден. Также мы принимаем больных, которые ранее уже проходили лечение в других медучреждениях.

Другие методы лечения рака

В нашем Центре используются и другие методы лечения, эффективность которых уже доказана. Например, таргетная терапия — в отличие от классической химиотерапии, действие препаратов направлено на определенные молекулы-мишени клеток опухоли, помогающие раковым клеткам бесконтрольно делиться и защищаться от иммунной системы.

Иммунотерапия — еще один метод борьбы с раком, при котором лечение проводится с помощью биологически активных веществ: моноклональных антител, ингибиторов контрольных точек, противоопухолевых вакцин, модуляторов иммунитета и т.п. В отличие от традиционной химиотерапии, иммунопрепараты не атакуют все быстроразмножающиеся клетки, а действуют на определенную «мишень», помогая иммунной системе распознавать и уничтожать опухоль.

Рак, независимо от локализации — сложное заболевание, при лечении которого важен комплексный подход. Существующие сегодня методы борьбы с опухолями весьма разнообразны. Чтобы радикально устранить злокачественное заболевание, важно обратиться в клинику, где используются современные методики лечения, позволяющие достичь наилучших результатов.