Рак молочной железы

Рак молочной железы (РМЖ) занимает лидирующее место в онкологической заболеваемости среди женщин. Распространённость этой патологии варьируется по странам, занимая весомую долю в общей структуре злокачественных новообразований.

За последние годы, благодаря более раннему выявлению новообразований, смертность от рака молочной железы у женщин снижается. В развитых странах, где применяется маммографический скрининг населения, этот показатель снизился на 30–50%. Несмотря на то, что РМЖ считается одним из самых изученных форм рака, вопрос о причинах его развития до сих пор остаётся спорным.

К основным факторам риска возникновения РМЖ относят:

• Возраст: чаще рак молочной железы возникает у людей старше 50 лет
  • Курение и злоупотребление алкогольными напитками
  • Ожирение
  • Сахарный диабет
  • Ранняя менархе (до 13 лет)
  • Поздняя менопауза (после 55 лет)
  • Частые аборты
  • Травмы молочных желёз
  • Частые стрессы
  • Узловая форма мастопатии и т.д.

В 5–10% случаях РМЖ обусловлен мутациями в генах BRCA и стоит отметить, что среди носителей мутаций риск возникновения заболевания может достигать 80%.

Семейная история с наличием злокачественных новообразованиях в молочных железах у кровных родственников, даже без ассоциации с мутациями в генах BRCA, также повышает риск возникновения РМЖ.

СИМПТОМЫ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Необходимо обратить внимание, что только врач может оценить значимость существующих симптомов, но женщине необходимо знать, при каких симптомах надо обращаться к специалисту:

1. Узловые образования, уплотнения — при выявлении подобных состояний необходимо показаться специалисту.
  2. Деформация контура молочной железы, ареолы или соска (втяжение кожи или наоборот выбухание)
  3. Втяжение соска, не связанное с анатомической особенностью молочных желёз
  4. Выделения из соска (особенно с примесью крови)
  5. Отек кожи всей молочной железы или ее локального участка
  6. Появление раздражения, мокнутья, корочек на соске или ареоле
  7. Дискомфорт в подмышечной области и обнаружение лимфоузлов («шариков») в подмышечной области
  8. Изменение цвета кожи молочной железы — покраснение, повышение температуры кожи в этой области.

Все эти симптомы могут быть проявлениями различных заболеваний, возможно, не злокачественной природы, однако, появление одного из вышеуказанных симптомов требует немедленной консультации специалиста.

ДИАГНОСТИКА РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Для выявления злокачественных новообразований в молочных железах существует определенный алгоритм диагностики, и его основной элемент — маммографический скрининг. Чувствительность этого метода диагностики составляет 99%.

Поскольку традиционный маммографический скрининг у женщин до 40 лет малоэффективен, для скрининга может понадобиться альтернативная методика — МРТ молочных желёз. Современная контрастная магнитно-резонансная томография — высокочувствительный метод диагностики заболеваний молочной железы.

Однако, при обнаружение узловых образований в молочных железах при маммографии и МРТ, следует данные методы дополнять ультразвуковым методом исследования.

При ряде показаний женщинам назначается биопсия молочной железы под контролем УЗИ. Это исследование позволяет прицельно брать биологический материал для цитологического и гистологического исследований. Следует отметить, что любое новообразование требует морфологической верификации диагноза.

Стадия при злокачественных новообразованиях в молочных железах определяется с учётом следующих параметров:

• Размер опухоли: T = Tumor, опухоль
  • Лимфатические узлы: N = Nodes, лимфоузлы (т.е. наличие вторичных изменений в регионарных лимфоузлах)
  • Метастазы: M = Metastasis (т.е. наличие вторичных изменений в органах и системах)

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗ

Методы лечения рака молочной железы включает в себя хирургическое лечение, лучевую терапию, лекарственное лечение: химиотерапия, гормонотерапия, таргетная терапия. При выборе метода лечения, необходимо учитывать: степень распространённости опухолевого процесса, гистологический тип и степень дифференцировки опухолевой ткани, молекулярно-биологический подтип РМЖ, а также возраст и сопутствующую патологию.

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Оперативное вмешательство - один из основных метод лечения при новообразованиях в молочных железах.

Исследовательская работа показывает, что в настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к сокращению объема хирургического вмешательства без потери эффективности. Хирургическое лечение РМЖ развивается и совершенствуется в направлении органосохранения.

Благодаря внедрению маммографического скрининга, резко возросло число больных с ранней стадией заболевания, когда метастатическое поражение в регионарных лимфоузлах отсутствует. В этом случае «классическое» удаление всех уровней лимфоузлов не проводится, а используется метод биопсии сигнальных (сторожевых) лимфатических узлов.

Поскольку, метастазы в подмышечных лимфоузлах появляются последовательно от первого ко второму, затем к третьему уровню, то достаточно определить наличие метастазов именно в первом лимфоузле. Его назвали «сигнальным»: если сигнальный лимфатический узел не содержит метастазов, то другие лимфоузлы также не метастатические.

Благодаря этому органосохраняющему методу, тысячи пациенток избежали избыточной полной хирургической диссекции, что позволило сохранить полноценное качество жизни.

Многочисленные результаты клинических испытаний, подтвердили безопасность отказа от полной подмышечной диссекции при начальных стадиях РМЖ.

Концепция биопсии сигнальных лимфатических узлов приобретает все большее признание и введена для многих локализаций опухолей в стандарты хирургического лечения Европейской Организацией по Изучению и Лечению Рака (EORTC).

Однако, стоит понимать, что окончательный объём операции определяется врачом в зависимости от: распространённости опухолевого процесса, соотношение опухоли по отношению к молочной железе, молекулярно-биологический подтип опухоли.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Благодаря многочисленным исследованиям ученых меняются представления о биологии рака молочной железы, и выбор специального лекарственного лечения значительно расширяется. Сегодня химиотерапевтическое лечение назначают даже при отсутствии метастазов в лимфоузлах, если небольшие по размеру опухоли обладают агрессивными биологическими характеристиками.

При особых биологических подтипах РМЖ, при планирование специальной лекарственной терапии, необходимо включать в программу лечения таргетные препараты.

Таргетная терапия – это современный вид лечения, который направлен на борьбу с опухолевыми клетками. Отличие этого вида лечения от химиотерапии состоит в том, что таргетные препараты действуют направленно на молекулы, участвующие в образование злокачественного новообразования. А химиотерапия действует на все активно делящиеся клетки – и на опухолевые, и на нормальные. Поэтому при таргетной терапии здоровые ткани не повреждаются, что позволяет минимизировать побочные действия противоопухолевого лечения.

Эндокринная терапия (ЭТ) показана больным с гормоночувствительными опухолями. Определение в опухоли уровня экспрессии стероидных гормонов является обязательным. Больные с гормоночувствительными опухолями должны получать ЭТ в самостоятельном варианте или в комбинации с химиотерапией. ЭТ должна начинаться после завершения химиотерапии, если токовая показана, и может сочетаться с введением таргетной терапией. Эндокринная терапия имеет особенности в зависимости от функции яичников.

ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ

В настоящее время лечение женщин, больных РМЖ - сложная многокомпонентная комбинация хирургического, лекарственного и лучевого воздействий. Только разумное сочетание этих методов позволяет достичь высоких результатов лечения.

Формируя методику обучения, важно соблюдать следующие правила: положение больной во время сеанса лучевой терапии должно оставаться неизменным, максимально удобным и легко воспроизводимым. Ведь даже небольшое движение руки изменяет положение нанесенных на кожу пациентки центров и границ зон облучения и вызывает нарушения в объёме облучения. Это может привести привести к избыточному обучению нормальных тканей или недостаточному облучению зон регионарного метастазированию.

Эффективные решения и методики лечения

Биопсия молочной железы

Биопсия молочной железы — метод диагностики, при котором проводится взятие ткани железы для дальнейшего патоморфологического анализа. Существует два способа взятия биопсии – пункционная аспирационная биопсия (при этом производится…

Секторальная резекция молочной железы